>  2015 год дает шанс речным круизам

14.04.20152015 год дает шанс речным круизам

2015 год дает шанс речным круизам

Перед началом речной навигации прошлого года ожидания на предстоящий круизный сезон были самые оптимистичные. Но обмеление Волги в районе нижегородских Городецких шлюзов внесло свои коррективы. Негативно отразилось на состоянии рынка и банкротство некоторых речных компаний. Кроме того, зарубежные партнеры российских судовладельцев значительно сократили загрузку судов, обслуживающих иностранцев. Коснулось это, главным образом, трех крупнейших речных операторов въездного туризма: «Водохода», «Мостурфлота» и «Ортодокса». Как результат — в этом году значительную часть своих лайнеров, перевозивших туристов из-за рубежа, «Ортодокс» ставит на прикол, а «ВодоходЪ» и «Мостурфлот» частично переводят их на отечественный рынок. Это существенно меняет сложившуюся на нем за последние годы расстановку сил.

Впрочем, российский потребитель появление дополнительных лайнеров только приветствует. Подтверждением этому служит возросший спрос на речные путешествия, в том числе и на суперкомфортабельных теплоходах. Что касается текущих объемов речных продаж, то они, в зависимости от судна, его маршрута и сезона, увеличились в сравнении с прошлым годом на 15–30% — такова оценка ряда ведущих московских туроператоров; в Петербурге об уровне круизной реализации говорят более сдержано, называя 5–10%. Впрочем, и в Москве, и в Питере надеются, что положительная динамика не только сохранится, но и, вполне возможно, «выстрелит» ближе к началу навигации.

Турбизнес повсеместно делает повышенную ставку на россиян, заметное увеличение интереса к речному турпродукту наблюдается и в среде туристических агентов. Договоры на реализацию круизов с речниками подписали некоторые крупные туристические компании, имеющие собственные агентские сети. В то же время отмечается обратное явление со стороны корпорантов — число заказанных рейсов на теплоходах заметно уменьшилось. Еще один немаловажный вопрос: уровень тарифов на речные туры. Они поднялись на 10–15% по сравнению с расценками прошлого года. Произошло это из-за роста, а главное, из-за ожидания возможного роста цен, в первую очередь на топливо и продукты.

Тем не менее, внешние факторы накануне открытия навигации-2015 весьма благоприятные для роста популярности речных круизов в России. При этом круизные компании готовы предложить интересный, надежный и качественный отдых. Стоит упомянуть и еще одно важное для индустрии речных круизов событие. В прошлом году ведущие участники рынка «ВодоходЪ», «Мостурфлот » и «Инфофлот» объединились в профессиональную организацию «Речной Альянс». С его участников мы начинаем обзор.

В нынешнем году компания «ВодоходЪ» представила немало столичных и региональных новинок. В частности, в Москве флотилия компании увеличивается с 4 до 8 единиц. С иностранного рынка сюда перейдут лайнеры «Максим Горький» и «Александр Пушкин» (оба проекта Q-040): при этом «Горький» должен работать по длинному расписанию; «Пушкин» же будет «закольцован» на волжском расписании, а потому сможет обслуживать сразу три региона: Москву, Нижний Новгород и Самару. Сохранятся на московских линиях «Александр Радищев» и «Нижний Новгород» (оба проекта 301). К ним добавится теплоход «Константин Симонов» (проект 302), прежде обслуживающий туристов из-за рубежа: он будет выполнять односторонние круизы между двумя столицами. Добавится теплоход «Александр Суворов», год назад работавший в Петербурге; продолжит выполнение столичных круизов «Феликс Дзержинский» (оба проекта 92-016). Зарубежный рынок в этом сезоне будут обслуживать лишь 8 лайнеров «Водохода». Кроме того, по словам коммерческого директора компании Андрея Смолина, оператор намерен отказаться от практики «смешанных» рейсов.

Для круизной компании «Мостурфлот», находящейся в ведении Московского речного пароходства (МРП), прошлогодняя навигация, несмотря на все катаклизмы, сложилась успешно: средняя загрузка российской части ее флота составила 90–95%. Однако, как сообщил корреспонденту TTG Russia генеральный директор МРП Константин Анисимов, число туристов на зарубежном рынке сократилось примерно на 15%, но почти все освободившиеся места приобрели наши путешественники. В нынешнем году зарубежные круизные объемы компании упали, что заставило «Мостурфлот» обратить пристальное внимание на отечественный потребительский рынок.

В навигацию-2015 россияне смогут побывать в круизах на роскошных пятизвездных лайнерах «Мостурфлота»: «Александре Грине» (проект PV08) и «Княжне Виктории» (проект 301), обслуживающих прежде только иностранных туристов. Сезон VIP-суда начинают в мае с походов по Волге, а потом переходят на привычную для них линию Москва — Санкт-Петербург. Причем «Виктория» с открытия сезона и до июля будет возить россиян, а потом американцев, «Грин» же, наоборот, до конца июля возит австралийцев, а дальше, до конца сезона, обслуживает наших сограждан. На российский рынок с иностранного «Мостурфлот» переводит теплоход «Илья Репин» (проект Q-040) и частично «Сергей Есенин» (Q-065). Обслуживать немногочисленных в этом году иностранцев продолжат суда «Андрей Рублев» (проект 301), «Леонид Красин» (302), «Василий Суриков» (Q-040) и «Есенин».

И уже традиционно для россиян компания представила хорошо им знакомые теплоходы «Михаил Булгаков», «Николай Карамзин» (оба проект 301), «И.А. Крылов» (588) и «Сергей Образцов» (305). Четырехпалубные «Булгаков» и «Карамзин» продолжат ходить по Волге, а последний выйдет и на линию Москва — Санкт-Петербург — Москва. По этой же трассе, а также по Беломорско-Балтийскому каналу до Сосновца (Соловецкие острова) пойдет трехдек «Крылов». «Образцов» отправится из столицы в самые разнообразные волжские и окские походы.

Оператор круизных туров «Инфофлот», как и год назад, представляет вниманию туристов 5 своих фирменных лайнеров: трехпалубные «Н.А. Некрасов» (проект 26-37), «Александр Бенуа» (26-37), «Карл Маркс» (588), «Солнечный город» (588) и двухпалубный «Василий Чапаев» (проект 305). «Бенуа» и «Некрасов» выполнят из Москвы волжские походы с заходами на Каму, Шексну, Дон и другие реки. Их продолжительность самая разная: от 3–4 до 20–22 суток. Трехпалубник компании «Карл Маркс» в очередной раз будет представлен на двух круизных рынках — московском и петербургском. Небольшое судно «Василий Чапаев» побывает не только на Волге, но и в Рыбинском водохранилище и на Оке. Но главное направление «Чапаева» — река Вятка, по которой теплоход в этом году, впервые в истории пассажирского судоходства, в начале сезона пойдет по «большой воде» до Кирова. Продолжатся путешествия и на «Солнечном городе» — самом креативном и веселом теплоходе компании.

Директор по продажам и маркетингу компании Андрей Михайловский напомнил, что «Инфофлот» выступает в статусе генерального агента по четырем теплоходам. В Самаре и Казани он будет отвечать за реализацию «Александра Невского», в Нижнем Новгороде и Ярославле — «Космонавта Гагарина» (оба проекта 588), в Самаре, Казани и Уфе — «Салавата Юлаева» (проект 305), а в Санкт-Петербурге — «Михаила Шолохова» (проект 302).

«Речной Альянс» не одинок на московском рынке путешествий по рекам. Свои круизные туры на нем организует и реализует еще ряд профильных туроператоров. На их долю приходится значительная часть круизных перевозок. Суммарный флот этих компаний в столице сократился, и прежде всего из-за банкротства ветерана речных круизов и крупного «флотоводца» «РечТурФлота». Кстати, эта компания (точнее, одно из ее подразделений) до сих пор остается в отрасли, причем под своим прежним именем. Правда, «новый» «РечТурФлот» занимается теперь лишь агентской деятельностью, а операторские функции выполняет, к примеру, туркомпания «Белый лебедь», в собственности которой находятся круизные теплоходы «Бородино» (проект 305) и «Михаил Танич» (проект 26-37).

Продолжает работу в качестве речного оператора и судоходная компания «Цезарь Трэвел», которую она начала, а точнее возобновила, год назад. Ей принадлежат три трехпалубных судна: «Президент» (проект 26-37) — наиболее комфортабельный из всех, «Илья Муромец» и «Цезарь» (оба проекта 588). Программы их предстоящих круизых походов остались практически неизменными. В Москве и Санкт-Петербурге продолжит свою активную деятельность и судоходная компания «Экспресс-тур», известная на речном рынке под торговой маркой «Круизный флот «Русич».

Игорь Горностаев

 

Еще статьи из категории Круизы