>  Зима чартерам не помеха... А осень тем более

12.10.2002Зима чартерам не помеха... А осень тем более

Подготовку к очередному сезону консолидаторы совместно с авиакомпаниями начали заранее. И судя по всему, успеют сверстать основную часть чартерного расписания к открытию туристской выставки "Отдых 2002", т.е. как раз к середине октября.

Следует отметить, что больше половины московских авиаперевозчиков на сей раз определились с осенне-зимними чартерами гораздо раньше, чем в прошлом году. А тогда, как известно, формирование чартерного сообщения существенно, более чем на месяц, задержалось. Виной тому стала политическая нестабильность в мире, вызванная известными событиями в США и последовавшей за ними войной в Афганистане. И хотя сейчас бравые янки готовятся к нападению на Ирак, что в перспективе, если верить робким высказываниям аналитиков, чревато в том числе и ростом цен на топливо, все это никак не отражается на российском рынке международных путешествий. Отсюда относительное спокойствие наблюдается и в чартерном сегменте воздушных перевозок. Наш турбизнес, как известно, живет лишь днем сегодняшним.

Авиакомпании и, главным образом, заказчиков чартерных полетов волнует сейчас другая, более для них очевидная, проблема - наметившийся уже сейчас излишек бортов на многих популярных направлениях. Речь идет, в первую очередь, о Египте и ОАЭ. Хотя, подобная нелицеприятная ситуация просчитывалась уже давно. Весной, когда Ил-86 запретили летать в европейские страны, стало понятно, что оставшимся авиатрассам грозит переизбыток этих вместительных самолетов. По крайней мере, зимой.

Как видим, именно по такому сценарию и пошло развитие чартерного действа на предстоящий сезон. Объединенный парк крупнейших владельцев Ил-86 "Аэрофлота" и ВАСО, "Сибири", AJT, "КрасЭйр", а также хозяева небольших флотов этих лайнеров упорно рвутся в Хургаду, Шарм-эль-Шейх, а теперь и в Дубай. При значительнейшем приросте числа 350-местных воздушных судов на ключевых зимних направлениях вряд ли стоит ожидать адекватного увеличения на них туристских потоков. И если вдруг случится так, что все заявленные к октябрю чартеры взлетят, то туристский рынок ожидают серьезные потрясения, вытекающие из классической ситуации полного превалирования предложения над спросом.

Ну, а поскольку все участники рынка отлично представляют наметившуюся печальную причинно-следственную перспективу, то от них скорее всего стоит ожидать корректировок (читай: отмен) заявленных программ или существенного сокращения их частот и полетных объемов. Открытым остается лишь один, но принципиальный вопрос: кто из них останется? И ответ на него, скорее всего, будет получен к ближайшему пику чартерных перевозок - осенним школьным каникулам.

Планы, мечты и реалии

Представляем вашему вниманию чартерные планы ведущих авиакомпаний Москвы по состоянию на конец сентября.

Практически такой же, как и в прошлом году, осталась программа чартерных полетов "Аэрофлота". Не изменились ни направления, ни консолидаторы. Напомним, год назад компания летала в Египет, Дубай, на Малагу, Тенерифе, в Инсбрук, Лион по заказам фирм "Мир Аэрофлота", "Экспресс Лайн", "ИнтАэр", "Спейс Тревел", "Галатур", "Джет Трэвел", "Инна Тур". И как дал понять начальник чартерного отдела авиакомпании Михаил Барбашов, и в дальнейшем вряд ли что-то существенно изменится в аэрофлотовском графике.

Не претерпела серьезных изменений и чартерная программа "Сибири". В Хургаду и Шарм-эль-Шейх ее самолеты, все те же 86-е, отправляет ее дочерняя турфирма "Пегас Туристик". Организаторы надеются довести частоту полетов по двум египетским направлениям до 10-12 в неделю. Что говорить, объем достойный уважения. Как и год назад, авиакомпания продолжает еженедельно летать в Барселону на Ту-154М, но консолидатором здесь теперь выступает не "Пегас", а новое туристское подразделение компании с "оригинальным" именем "Сибирь". И, наконец, новинка: с лета на зиму перешли рейсы в Ларнаку вместе с их заказчиком "Лужники-Тур". Не секрет, что высокий сезон для этой турфирмы выдался не из легких, и, наверное, теперь она стремится наверстать упущенное. На новогодний период перевозчиком еще запланированы пять чартерных ходок в Женеву. Год назад эти полеты на Ту-154 консолидировала "Инна Тур", не исключено, что и в этот раз она же займется данным направлением.

 Вполне прозрачны намерения "Домодедовских авиалиний", оперирующих на чартерных маршрутах дальнемагистральными лайнерами Ил-96. Продолжается выполнение круглогодичной программы на Тенерифе с фирмой "Бейс Трэвел", длящейся уже более трех лет. С тем же заказчиком с ноября по апрель раз в 10 дней планируется летать на индийский курорт Гоа. В новогодний период операторская фирма "Спектрум" вновь намерена организовать короткую цепочку в Денпасар. В это же время должно подняться еще 4-5 чартеров с отстоем в Куала-Лумпур, на Ланкави и ряд других экзотически-дальних направлений в Юго-Восточной Азии. "Домодедовские авиалинии" вместе с ЮАСом вновь планируют один-два раза в неделю летать в уже традиционные для них Утопао и Бангкок. Однако с нынешнего сезона эти рейсы получили статус регулярных, а потому вроде как выходят за рамки нашего повествования.

 "Континентальные авиалинии" - один из немногих столичных, а то и российских воздушных перевозчиков (если вообще не единственный), круглогодично один-два раза в неделю летающих по шести чартерным направлениям, к которым в предстоящем сезоне прибавляется еще одно - кипрское. Итак, вот они: Дубай, Стамбул, Хургада, Малага, Аликанте, Барселона, Ларнака. Консолидаторы этих чартеров соответственно: сам перевозчик, "Дарион", "ИнтАэр", "Время Тур" - "Свой Тур" и "Весма". Кроме того, до начала ноября опять же с "Инной Тур" продолжает летать рейс Москва - Монастир. Что касается направлений "чисто" низкого сезона, то "Континентальные" по ним в сентябре еще не определились. Есть у руководства ряд задумок, в частности, дерзкий план - начать зимой летать в Анталью, чтобы потом плавно вписаться в лето. Размышляют в компании и об открытии других новых направлений, однако задуманное и сроки его реализации пока для всех нас остаются тайной.

 В зимний период компания AJT, особо не мудрствуя, отправляет свои 86-е Илы по стабильному треугольнику - Хургада, Шарм-эль-Шейх и Дубай. В заказчиках у нее ходят такие фирмы, как TEZ Tour, Deep Tour, "Супер Нова", каждая из которых в отдельности организует чартеры в Египет, а "Туральянс" (совместно с "Содисом") - в ОАЭ. Планируется отправлять до десяти рейсов в неделю на египетские маршруты и до трех - в эмираты. Помимо этого, AJT с уже упоминавшимся "Дарионом" продолжает выполнение стамбульских чартеров. На осенние каникулы планируются рейсы с отстоем в Анталью и Даламан, плюс дополнительные цепочки на красноморские курорты Египта. А позже, в Новый год, - два отстойника в Утопао с "Натали Турс" и/или с ЮАС. По словам зам. генерального директора авиакомпании Маргариты Давликановой, на этом чартерную программу AJT можно считать окончательно сверстанной. Не считая конечно же разовых новогодне-рождественских и, возможно, прочих полетов.

А вот ГТК "Россия" принципиально не выполняет чартеров с отстоем. Зачем? Когда за глаза хватает полетных цепочек. Вот и осенью-зимой ее Ту-154 отправляются - куда бы вы думали? - в Хургаду, Шарм-эль-Шейх и: Нет, не туда, а, как и год назад, в Барселону. Заказчик - фирма "Нева". Рейсы на этот раз будут выполняться из аэропорта "Внуково". Кроме того, ГТК "Россия" в декабре-январе должна выполнить короткие цепочки в несколько небольших курортных городков Финляндии и Швеции. Авиакомпания на чартерной основе круглый год летает в Тель-Авив (организатор - она сама) и в африканское курортное местечко Конакри (турфирма "Астролайн"). Перевозчик в этом сезоне после заметного перерыва твердо решил летать и к берегам Персидского залива в Дубай. При этом в компании уверяют, что усиленно ищут на это направление консолидатора, и кто им станет, пока не знают.

В Финляндию зимой летают и тушки "Авиаэкспресскруиза". С 28 декабря по 13 января, а возможно, и дальше они выполнят 3-4 рейса до Киттеля, Куусамо и Рованиеми. Пока это все, но компания продолжает составлять свое расписание.

Остальные же, главным образом небольшие столичные авиакомпании не стали раскрывать перед нами свои чартерные карты на предстоящий сезон. Тем не менее все дружно уверяли, что их полетные графики непременно будут готовы к выставке "Отдых 2002". А уж тем более все встанет на свои места после ее завершения. Что ж, подождем, осталось совсем недолго.



Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт