>  Западная Сибирь прирастает "Сибирью"

03.04.2002Западная Сибирь прирастает "Сибирью"

В конце марта Западно-Сибирское окружное управление воздушного транспорта Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта России, базирующееся в Новосибирске, объявило окончательные итоги работы авиационной отрасли региона в 2001-м и наметило планы на год текущий.

Компании региона год назад

На начало прошлого года в Западной Сибири действовало 14 эксплуатантов авиационной техники. Из них четыре - "Сибирь", "Омскавиа", "Томск-Авиа" и "Аэрокузбасс" - были допущены к выполнению международных полетов. Авиакомпаниями эксплуатируется 114 воздушных судов 11 типов, допущенных к лётным работам. Ту-154 по-прежнему остается самым массовым - 34 исправных самолета.

Общее состояние гражданской авиации региона характеризуется ростом объемов перевозок. Из основных аэропортов Западной Сибири за прошлый год было отправлено 1202 тыс. пассажиров и 21 тыс. тонн груза, что превышает показатели 2000 года соответственно на 21,6% и 33,0%. Более эффективно стал использоваться парк воздушных судов - на 4% вырос коэффициент занятости кресел. И, что также важно, региональные темпы роста авиаперевозок превысили общероссийские показатели.

На местных воздушных линиях почти 50-процентный рост показало государственное предприятие "Томск-Авиа". Не имея в парке ни одного магистрального самолета, томичи на Ан-24, Як-40 и вертолетах перевезли в полтора раза больше пассажиров, чем "Омскавиа", основной парк которой составляют Ту-154. Однако более 90% всего объема работ по пассажироперевозкам в регионе вновь выполнила "Сибирь". В течение года, согласно государственной политике сокращения количества авиакомпаний, две из них - "Бердский аэроклуб" и "Кемеровский аэроклуб" - прекратили свое существование в связи с серьезными недостатками в работе.

Аэропорты: полет нормальный

На территории Западной Сибири действует 19 аэропортов и аэродромов, в том числе 6 федерального значения - "Толмачево", "Омск-Центральный", "Барнаул", "Кемерово", "Новокузнецк" и "Томск", и четыре регионального значения - "Новосибирск-Северный", "Бийск", "Стрежевой" и "Колпашево".

В аэропорту Кемерово в 2001 году открылась новая взлетно-посадочная полоса длиной 3200 м, способная принимать все типы воздушных судов. В аэропортах Барнаула, Омска, Горно-Алтайска и Томска проведены работы по реконструкции полосы и перрона, а в "Толмачево" проведены капитальный ремонт перрона и частичная реконструкция аэровокзала внутренних линий. В то же время не решаются вопросы ремонта покрытий аэродрома и замены систем обеспечения полетов в аэропортах "Новосибирск-Северный", "Томск" и "Новокузнецк".

Впервые за последние пять лет наблюдается 10-процентный рост отправок пассажиров из "Толмачево". Ранее предприятие ежегодно теряло около 100 тыс. пассажиров. В 2001-м услугами главного аэропорта Сибири воспользовалось на 45 тыс. чел. больше, чем годом раньше.

Основное увеличение объема авиаперевозок достигнуто за счет повышения коэффициента занятости кресел. Количество рейсов компаний осталось на прежнем уровне. Исключение составляет "Сибирь", которая под собственным флагом выполнила в 1,3 раза больше полетов, чем в 2000 году.
Что приросло к "Сибири"

В прошлом году наметилось существенное увеличение объемов перевозок авиакомпании. Она впервые масштабно вышла на московский рынок, что, правда, осложнилось серьезным противодействием со стороны конкурентов. При этом идея слияния с "Внуковскими авиалиниями", как уже неоднократно заявлял генеральный директор "Сибири" Константин Филев, себя полностью оправдывает. В 2001 году перевозчик взял под свой контроль практически весь парк воздушных судов "Внучки", большинство самолетов которой находилось в критическом состоянии. В течение года были восстановлены и введены в строй один Ту-204, несколько Ту-154 и Ил-86. После капремонта было выкуплено два Ту-154, а несколько бывших "внуковских" Тушек все еще находятся в стадии ремонта.

С думой о будущем

На поддержание наземной инфраструктуры аэропортов в госбюджете 2002 года заложено 534 млн руб. Из них 20 млн руб. - на достройку второй взлетно-посадочной полосы в "Толмачево". Однако весь комплекс работ только лишь по достройке полосы оценивается в 1 млрд руб. В связи с чем конкретно по аэропортам "Толмачево" и "Федоровка" (Омск) изучается вопрос о взятии кредита у Европейского банка реконструкции и развития в следующем году.

Обновление парка воздушных судов в регионе практически не происходит. У основного перевозчика - авиакомпании "Сибирь" наметилось увеличение количества самолетов Ту-154М выпуска конца 1980-х, однако это самолеты прошлого поколения, и уже через четыре года они не смогут выполнять полеты по большинству действующих международных воздушных линий. Два имеющихся у перевозчика лайнера Ту-204 также выходом из ситуации не являются.

У "Томск-Авиа" и "Новосибирск-Авиа" возраст эксплуатируемых самолетов Ан-24 превышает 25 лет. Какой-либо ближайшей перспективы замены этих воздушных судов у компаний нет как по финансовым возможностям, так и из-за отсутствия в России новых самолетов данного класса.



Игорь Горностаев


Еще статьи из категории Авиатранспорт