>  «Возвратно-невозвратный» багаж

16.09.2017«Возвратно-невозвратный» багаж

«Возвратно-невозвратный» багаж

Госдума в июле приняла в третьем и окончательном чтении закон, позволяющий российским авиакомпаниям отменить бесплатный провоз багажа для пассажиров, которые приобрели перевозку по невозвратным тарифам. Одобрил отмену и Совет Федерации на своем пленарном заседании 25 июля, после чего закон подписал президент России Владимир Путин. Он вступит в силу в конце сентября — через 60 дней после дня его официальной публикации и уже после высокого туристического сезона. Как объяснили законодатели, новая норма призвана предоставить возможность летать дешевле тем, кто отправляется в путь без больших вещей, поскольку они смогут приобретать авиабилеты за меньшую цену. Таким образом, перевозка по безбагажному тарифу будет альтернативой, а не заменой прежним билетам. Пассажир же получит право выбирать услуги, которые ему предпочтительнее. В то же время владельцы возвратных билетов смогут по-прежнему бесплатно провозить багаж весом не менее 10 килограммов; платить им придется только в случае, если его вес превышает установленные квоты.

Борьба за ручную кладь

Ручную кладь, согласно новому законопроекту, можно будет перевозить бесплатно и при невозвратных билетах. Минтранс на официальном сайте опубликовал проект поправок к Федеральным авиационным правилам (ФАП), регламентирующим эти правила. Они позволяют провозить не менее 5 кг ручной клади на пассажира. В то же время поправки значительно сокращают список для бесплатного провоза.

Именно это обстоятельство вызвало больше всего нареканий в Совете Федерации. В настоящее время есть перечень из 16 предметов, которые пассажирам разрешено брать без оплаты в салон самолета: дамская сумочка или портфель, папка для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхняя одежда, книги или журналы, мобильный телефон, фотоаппарат, видеокамера, ноутбук, костюм в портпледе, детская люлька, костыли, складная коляска. Теперь из этого перечня исключили мобильный телефон, фотоаппарат, ноутбук, печатные издания и верхнюю одежду.

Представители Минтранса со своей стороны сообщили, что версия проекта в настоящее время проходит процедуру публичных обсуждений и потому не является окончательной. Необходимые изменения в ФАП планируется в обязательном порядке доработать с учетом предложений, которые поступят от экспертов и общественности. К тому же, пояснили в пресс-службе министерства, пассажиру не запрещено убирать в ручную кладь папку для бумаг, зонтик, трость, букет цветов, верхнюю одежду, печатные издания для чтения в полете, сотовый телефон, фотоаппарат и видеокамеру. При этом в списке гарантированной бесплатной ручной клади, которая не подлежит взвешиванию, транспортное ведомство предложило также оставить дамскую сумку или портфель, детское питание, костыли, складную кресло-коляску.

В итоге дешевле или дороже?

Новый закон, отмечают в Министерстве транспорта РФ, призван помочь развитию авиакомпаний, и прежде всего низкобюджетных, и одновременно снизить расходы пассажиров, путешествующих налегке. Остальным придется либо доплатить за багаж, либо приобрести более дорогой возвратный билет. При этом авиаперевозчики получат право самостоятельно определять количество мест и вес ручной клади, включенных в невозвратный тариф, но не меньше установленного минимума. У пассажира с возвратным билетом сохраняется право на бесплатный багаж, однако конкретные параметры тоже зависят от перевозчика и тарифа.

В результате, заявил министр транспорта Максим Соколов, закон о безбагажных авиаперевозках позволит снизить цены для тех, кто путешествует воздушным транспортом без багажа, на уровне 10–20%. Министр также сообщил, что благодаря введению невозвратного тарифа для авиабилетов их стоимость за последнее время упала на 17%, и отметил, что сегодня порядка 25% всех авиапассажиров путешествуют без сдачи в багаж своих вещей.

С другой стороны, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству не одобрил закона об отмене бесплатного багажа при покупке невозвратных авиабилетов и даже рекомендовал его отклонить. Сенаторы пришли к мнению, что его принятие может привести к подорожанию билетов. Как считает председатель комитета Андрей Клишас, нововведение заставит пассажиров приобретать билеты по более дорогому тарифу, предоставляющему привычные для них условия провоза сумок и чемоданов, что, в свою очередь, провоцирует не снижение, а фактическое удорожание воздушных перевозок.

Что касается отраслевого экспертного сообщества, то оно восприняло новый закон неоднозначно, и мнения разделились. К примеру, аналитик интернет-сервиса OneTwoTrip Аркадий Гиннес считает, что закон, скорее всего, позволит снизить цены на авиабилеты, в том числе и потому, что платная перевозка багажа сегодня вполне доступна и составляет в среднем 2000 рублей на внутренних или €50 на международных рейсах за одно место весом до 23 кг (по другим данным, средняя стоимость 20 кг багажа при оплате онлайн составляет около 1500 рублей, в то время как в аэропорту придется заплатить на 60% больше).

В Общероссийском объединении пассажиров, наоборот, пришли к выводу, что вводимые изменения не отражают запросов авиапутешественников, а учитывают только интересы авиакомпаний, прежде всего финансовые. То, что цены на авиатранспорте будут расти, считает и генеральный директор агентства по продаже билетов Pososhok.ru Кирилл Фаминский. По его словам, первым и наиболее очевидным решением для авиакомпаний станет снижение допустимой нормы багажа до разрешенного минимума и взимание платы за ее превышение.

Реакция авиакомпаний

Невозвратные тарифы авиакомпании стали вводить еще в конце 2015 года, и, как отметил исполнительный директор портала «Авиапорт» Олег Пантелеев, они оказались на 1500–2000 рублей дешевле. Именно это обстоятельство позволило компаниям увеличить заполняемость воздушных судов и тем самым улучшить свои финансовые показатели. Безбагажные тарифы, по мнению Олега Пантелеева, дадут возможность опустить цены на невозвратные билеты на 2000–2500 рублей, но вряд ли смогут снизить стоимость авиаперевозки в целом.

В то же время безбагажные авиатарифы в России до последнего времени могли использовать и использовали только иностранные перевозчики, прежде всего летающие из Европы в Москву, и это обстоятельство негативно отражалось на конкурентоспособности отечественного бизнеса воздушных перевозок, отмечают его представители. Теперь ситуация на международных маршрутах может выровняться, в отличие от перевозок внутренних, где появилось много дополнительных вопросов.

В связи с этим интересно мнение и представителей авиакомпаний. Буквально сразу же после принятия нового закона в «Аэрофлоте» заявили, что не собираются вводить безбагажные тарифы и потому цены на авиабилеты в экономическом классе компании останутся прежними. То же самое сообщили в S7 Airlines и «ЮТэйр». А вот руководство бюджетной компании «Победа», входящей в группу «Аэрофлот», уже давно предлагает узаконить тарифы, исключающие бесплатный багаж. Лоукостер также заявил о готовности снизить свои базовые тарифы в пределах 20%. Как считают эксперты и участники рынка, его инициативу неприметно подхватят другие авиакомпании страны… и отнюдь не в вопросе снижения авиатарифов.

Иван Коблов

Свежий номер