>  «Внуково» делает заявку на лидерство

05.05.2005«Внуково» делает заявку на лидерство

«Внуково» делает заявку на лидерство

«Внуково» делает заявку на лидерство

Правительство Москвы одобрило проект строительства нового международного аэровокзала в принадлежащем ему аэропорту «Внуково». Одновременно была обнародована программа развития всего аэропортового комплекса на период до 2015 года

Главная особенность аэропорта «Внуково» — удачное географическое положение. Он находится на юго-западе столицы, в 11 км от МКАД — ближе, чем любой другой воздушный порт столицы. Кроме того, аэропорт расположен на самой высокой из близлежащих к Москве точке — 204 м над уровнем моря, что дает преимущества при неблагоприятных погодных условиях, в частности при тумане. Но есть у «Внуково» и свои недостатки: его взлетно-посадочные полосы расположены Х-образно, поэтому их пропускная способность, по сравнению с параллельными полосами, ограничена.
Несколько лет назад, когда правительство Москвы получило контрольный пакет акций аэропорта, в его развитии наступил новый этап. За последние два года во «Внуково» введены в эксплуатацию несколько крупных коммерческих объектов, в частности, новый аэровокзал, многоэтажная парковка, терминал на Киевском вокзале, имеющий сообщение с платформой «Внуково». В нынешнем году также завершится строительство железнодорожной платформы, совмещенной со зданием аэровокзала, и уже в августе предполагается открыть прямую линию скоростных электричек по маршруту «Киевский вокзал — Москва-Cити — аэропорт «Внуково».

Терминал за терминалом
В апреле прошлого года во «Внуково» был построен современный международный терминал, рассчитанный на ежегодный прием до 12 млн пассажиров. Однако в планах правительства Москвы стоит строительство еще одного новейшего международного терминала «Внуково». Авторами проекта стали специалисты немецкой компании Obermeyer Planen. Предложенное ими архитектурное решение весьма нестандартно: волнообразное здание почти целиком состоит из стекла. Многие наблюдатели даже сочли, что внешне оно похоже на самолет или гигантскую птицу, обращенную клювом к столице.

Планируемое строение площадью около 120 тыс. м2 с посадочной галереей из более чем 20 телескопических трапов будет примыкать к части старого терминала и плавно переходить к существующему международному аэровокзалу. Предполагается, что с его вводом нынешний международный терминал станет обслуживать пассажиров внутренних авиалиний. А частью вокзала для внутренних пассажиров будут пользоваться малобюджетные (low-cost) авиакомпании.
В целом же идеология нового авиакомплекса довольно проста: улетающие не должны мешать прибывающим. Есть этаж прилета и этаж вылета, и потому потоки авиапассажиров нигде не пересекутся. При этом ленточные транспортеры быстро доставят их в нужное место. Под привокзальной площадью расположатся три уровня подземного паркинга и выход из метро, а над ней — козырек, похожий на «клюв» стеклянной «птицы». Модернизация коснется и аэродрома. Одна взлетно-посадочная полоса будет реконструирована, а другая удлинена на 800 метров. Это позволит принимать любые типы воздушных судов.

Стоимость всего проекта составляет $300 млн, большую часть этой суммы планируется занять в Сбербанке. Генеральный директор «Внуково» Василий Александров надеется, что уже в мае-июне начнется строительство, которое рассчитано на 2,5 года. Несколько более отдаленные перспективы — возведение нового бизнес-терминала, ангарных комплексов, командно-диспетчерского пункта, централизованной системы заправки воздушных судов, гостиничного комплекса. Правительство Москвы поставило перед менеджментом «Внуково»

задачу постепенного увеличения пропускной способности аэропорта с расчетом, что к 2015 году она достигнет 20 млн пассажиров в год.

«Атлант-Союз» идет на союз с «ЮТэйр»
В настоящее время, когда пассажиропоток во внуковском порту составил 2,5 млн человек за прошлый год, цифра в 20 млн пассажиров выглядит явно фантастической. Но в любом случае ясно главное: «Внуково» делает заявку на лидерство в московском авиаузле. Как этого добиться — другой вопрос. Но как показывает практика, без базовой авиакомпании, способной консолидировать вокруг себя основных потребителей и партнеров по бизнесу авиаперевозок, такой прирост просто нереален. Что отлично понимают во «Внуково» — во время прошедшей Mitt-2005 базовой для аэропорта была официально объявлена авиакомпания «Атлант-Союз».

«Атлант-Союз», так же как и аэропорт, принадлежит московскому правительству. В начале этого года все ее рейсы были переведены во «Внуково». В основном это грузовые и отчасти чартерные перевозки. Однако в наступающем сезоне «Атлант» ставит перед собой задачу в кратчайшие сроки освоить крупные пассажирские перевозки: за летний период на чартерах планируется доставить до 500 тыс. человек. Основным направлением туристических полетов в сезоне 2005 года станет Анталья; среди приоритетных, кроме Турции, значатся Египет и Болгария, а также Тунис, Хорватия, Черногория и Италия. В планах компании пассажирские перевозки в Анапу, Сочи, Симферополь — традиционные для «Внуково» направления. Собирается «Атлант-Союз» развивать и регулярные полеты, но пока в его графике числятся всего три регулярных рейса.

Парк московского перевозчика, на сегодняшний день состоящий из трех самолетов Ил-86 и четырех Ту-154М, планируется пополнить лизинговыми Як-42, чешскими L-410 и канадскими DASH-8. Кроме того, ведутся переговоры о закупке 6–7 самолетов-иномарок семейства А320, имеющих срок эксплуатации не более 4–5 лет. Первый такой лайнер появится во «Внуково» уже этой осенью.

И еще один важный момент: «Атлант-Союз» завершает переговоры о сотрудничестве с крупной сибирской авиакомпанией «ЮТэйр». На российском рынке воздушных перевозок, таким образом, намечается новый и достаточно влиятельный альянс. Как подтверждают генеральный директор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов и председатель совета директоров «Атлант-Союза» Валерий Меницкий, между авиакомпаниями уже есть договоренность о согласовании расписаний и системы продаж билетов, а также о совместной эксплуатации воздушных судов. По словам г-на Мартиросова, создание альянса поможет возглавляемой им авиакомпании решить проблему расширения маршрутной сети. В этом году «ЮТэйр» намерена увеличить пассажиропоток на 30–35%, в том числе за счет открытия 18 новых рейсов из «Внуково». При этом компания особо заинтересована в развитии аэропорта как транзитного узла (хаба).

Как считают эксперты, новый авиа-альянс поможет двум его участникам более успешно представлять свои интересы на рынке воздушных перевозок столицы. Причем компании имеют все шансы занять ведущее положение на маршрутах из Москвы в ближайшие к ней регионы, включая столь востребованные Нижний Новгород, Казань, Курск. Более того, им вполне по силам полностью выдавить с этих направлений ряд других авиаперевозчиков, а также найти новые, еще незанятые потребительские ниши.

Сотрудничество «ЮТэйр» и «Атлант-Союза» может начаться с конца мая. Наблюдатели не исключают, что в дальнейшем произойдет их слияние в единую авиакомпанию. Но это далекая и спорная перспектива. Пока же «Внуково», в любом случае, получит в лице альянса столь необходимого ему крупного базового перевозчика.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт