>  «ВИМ-Авиа» вошла в штопор

15.10.2017«ВИМ-Авиа» вошла в штопор

«ВИМ-Авиа» вошла в штопор

Начало нынешнего высокого сезона и его окончание проходят «под знаком» авиакомпании «ВИМ-Авиа». В конце мая начались массовые задержки и отмены рейсов перевозчика, дестабилизировавшие буквально всю авиатранспортную отрасль страны.

Тогда усилиями Минтранса РФ, Росавиации и Ростуризма неблагополучную ситуацию удалось выправить. Тем не менее и в дальнейшем «ВИМ-Авиа» не отличалась особой пунктуальностью, однако число задержек ее вылетов сократилось. Но все повторилось в конце сентября, и теперь последствия для компании будут гораздо более тяжелыми.

На старте лета руководители «ВИМ-Авиа» заявляли, что главной причиной задержек стал недостаток самолетов и персонала, а в конце сезона авиакомпания, после начала массовых задержек рейсов с 22 сентября, «отрапортовала» о возникших финансовых трудностях: закончились оборотные средства, заморожено финансирование, и в результате приостановлено обслуживание во многих аэропортах. Общая кредиторская задолженность «ВИМ-Авиа» составила около 7 млрд рублей.

«ВИМ-Авиа» сразу же объявила о прекращении осуществления чартерных рейсов, что негативным образом отразилось на многих сотрудничающих с перевозчиком туроператорах, сообщил руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. Всего услугами компании пользовались 9 туроператоров: 8 выездного туризма и один — внутреннего. Вскоре в Минтрансе России сообщили, что перевозку пассажиров регулярными рейсами авиакомпания будет осуществлять лишь до 15 октября. Пассажирам, имеющим билеты на более поздние даты, было рекомендовано сдать их по месту приобретения.

В Минтрансе, Росавиации и других государственных структурах были вынуждены вновь начать поиск мер и средств, которые помогли бы «ВИМ-Авиа» продолжить осуществлять перевозки. Для этого, как и раньше, создали оперативный штаб и разработали план по возвращению пассажиров из-за рубежа. В его создании приняли участие представители авиационного ведомства, туроператоры и авиакомпании.

Генеральная прокуратура начала проверку авиакомпании. Некоторые российские авиакомпании предложили свою помощь по перевозке пассажиров «ВИМ-Авиа», главным образом из Турции. Для них, по сообщению Росавиации, решено выделить из бюджета около 200 млн рублей. Финансирование зарубежных чартеров для вывоза туристов будет осуществлено из внебюджетных источников. Турбизнес уже подсчитывает убытки, поскольку ему придется за свой счет повторно оплатить перевозку клиентов, что может составить, по сообщению отдельных экспертов, более 600 млн рублей.

По данным Ростуризма, из-за границы требовалось вернуть около 40 тысяч туристов «ВИМ-Авиа». Часть их перевезли компании «Уральские авиалинии», I Fly, Red Wings, NordStar, Nordwings, «Икар», «Якутия», Royal Flight и Azur Air. Часть пассажиров — около 1500 — вернула с турецких курортов сама «ВИМ-Авиа». Компания просила госгарантии для вывоза своих клиентов на сумму 800–840 млн рублей, но руководитель Министерства транспорта Максим Соколов заявил, что его ведомство не намерено спасать авиаперевозчика, поскольку он уже практически прекратил работу.

Базовый для «ВИМ-Авиа» аэропорт «Домодедово» отказался обслуживать эту авиакомпанию в долг: по имеющимся данным, ее задолженность составляет порядка 500 млн рублей. Готовность принять рейсы «ВИМа» начиная с 26 сентября выразил аэропорт «Внуково», после чего вся операционная деятельность компании, пока не будут развезены все пассажиры, начала проводиться оттуда. Правда, владельцы «Домодедово» решили выпустить 5 самолетов «ВИМа», которые были задержаны аэропортом за долги. Удалось договориться о продолжении перевозки и со многими региональными воздушными гаванями.

Как сообщили в Росавиации, для контроля и эффективного расходования выделенных средств в «ВИМ-Авиа» вводится внешнее управление, которое будет сформировано из представителей аэропорта «Внуково» и ряда авиакомпаний. Отраслевые эксперты отмечают, что после завершения операции по вывозу пассажиров наиболее вероятным дальнейшим сценарием станет лишение «ВИМ-Авиа» сертификата эксплуатанта и его полный уход с рынка.

Игорь Горностаев

Свежий номер