>  В «России» очередная перестройка

01.04.2009В «России» очередная перестройка

  Для авиационного обслуживания первых лиц государства решено создать ФГУП «Специальный летный отряд «Россия». Постановление об этом 31 января подписал Владимир Путин. Спецотряд будет заниматься выполнением авиаперевозок президента, премьер-министра, председателей обеих палат Федерального собрания, председателя Конституционного суда, генерального прокурора, руководителя администрации президента и министра иностранных дел

  Как сообщил управляющий делами президента России Владимир Кожин, спецавиаотряд для первых лиц государства будет состоять из 30–40 единиц воздушных судов и техники по их обслуживанию. Базироваться он должен в аэропорту «Внуково». Здесь же в самое ближайшее время предполагается построить новый крупный ангар для стоянки «бортов №1» — лайнеров Ил-96. Кроме них, в отряд войдут авиалайнеры отечественного производства Ту-154, Ту-134, небольшие самолеты, вертолеты Ми-8. К тому же по госзаказу сейчас строятся несколько Ту-214 для полетов на дальние расстояния, ближнемагистральные Ту-334, а также еще один Ил-96 — точное количество действующих «литерных» бортов не раскрывается. Наконец, завершается строительство нового здания терминала во «Внуково», предназначенное для приема и отправки официальных делегаций.

  Новый спецотряд будет напрямую подчиняться Управлению делами президента РФ. По словам г-на Кожина, в нынешнем году на финансирование предполагается выделить «несколько миллиардов рублей». Процедуру по созданию авиаотряда планируется завершить до конца года. Выделение правительственного авиаотряда в отдельную структуру и прикрепление ее к федеральному бюджету позволит обновить авиапарк, предназначенный для перевозки высокопоставленных госчиновников. В настоящее время сопровождение первых лиц летает на возрастных Ту-154 и Ту-134.

История и современность

  В данный момент воздушные суда, летный и технический персонал, обслуживающие авиаперевозки высших должностных лиц государства, входят в особое подразделение Государственной транспортной компании (ГТК) «Россия». Обратимся к истории. 13 апреля 1956 года появилось постановление Совета министров СССР о создании авиаотряда особого назначения, который стал базироваться в аэропорту «Внуково». Он начал выполнять воздушные перевозки советских руководителей на реактивных самолетах Ту-104. В 1963 году был открыт терминал «Внуково-2», который до сих пор обслуживает правительственные делегации. В 1993 году президентским указом на базе особого авиаотряда была образована ГТК «Россия».

  Проблемы с бюджетным финансированием в 90-е годы прошлого столетия привели к тому, что «Россия» занялась массовыми авиаперевозками. При этом коммерческая по сути авиакомпания получала часть финансирования из бюджета на входящее в ее состав спецподразделение. Именно необходимость отделить бюджетные потоки от коммерческих, по словам пресс-секретаря Управления делами президента Виктора Хрекова, и послужила причиной появления отдельного спецавиаотряда.

  Однако предварительно, в 2006 году, московская компания «Россия» была перерегистрирована в Санкт-Петербурге и после объединения с авиакомпанией «Пулково» получила второй базовый аэропорт с одноименным названием. Теперь, по заявлению Виктора Хрекова, бюджет может обеспечить все финансирование правительственного авиаотряда, к тому же общее количество полетов, необходимых для поддержания на должном уровне квалификации летчиков, заметно увеличилось.

  У ГТК «Россия» планируется отобрать находящееся в аэропорту «Внуково» имущество, а также некоторые самолеты и вертолеты. Согласно прошлогоднему указу президента РФ, оставшуюся технику должны передать на баланс нового создаваемого авиахолдинга. Как известно, правительство России решило объединить государственные активы компаний обанкротившегося авиационного альянса AiRUnion и некоторых других российских компаний. Новый перевозчик, получивший название «Росавиа», будет находиться в ведении госкорпорации «Ростехнологии» и правительства Москвы. Однако до самого последнего времени передача имущества авиапредприятия новому собственнику даже не была начата.

  Дело в том, что сделать это можно лишь после преобразования ГТК «Россия» в акционерное общество, 100% акций которого перейдут «Ростехнологиям». И как раз наличие спецотряда в составе ГТК оставалось одним из основных препятствий на этом пути. Но даже когда стало известно о создании специального летного отряда, отраслевые эксперты оказались единодушны: компании, имеющей сейчас статус ФГУП, предстоит довольно длительный процесс реформирования, который займет не меньше года. Кстати, начало коммерческих полетов «Росавиа» также планируется не раньше конца нынешнего года.

Матвиенко вносит коррективы

  Был и еще один важный момент, препятствующий слиянию ГТК «Россия» с «Росавиа». Речь идет о принципиальной позиции, занятой правительством Санкт-Петербурга. Городская администрация с самого начала, несмотря даже на указ президента, не хотела на означенных условиях отдавать ГТК. Губернатор Валентина Матвиенко неоднократно заявляла, что, в случае акционирования компании с последующей передачей части акций в собственность Санкт-Петербурга, питерское руководство готово предоставить ей финансовую поддержку и урегулировать все вопросы по накопленным в последнее время задолженностям. В качестве аргумента приводилось то обстоятельство, что ГТК «Россия» — базовая авиакомпания Петербурга и его аэропорта «Пулково», а значит, вопрос ее состояния и развития чрезвычайно важен для города.

  В результате многочисленных переговоров, как на высшем уровне, так и с владельцами «Росавиа», 9 февраля появилось совместное заявление правительства Петербурга и «Ростехнологий». Новая схема взаимодействия ГТК «Россия» с создающимся авиаобъединением значительно отличается от первоначальной, намеченной в постановлении российского правительства. Главное, чего смогла добиться Валентина Матвиенко, — полного поглощения ГТК не будет. Решено, что в рамках «Росавиа» появится отдельное юридическое лицо, которое будет называться «Росавиа — Санкт-Петербург». Город, в свою очередь, намерен приобрести часть акций этой компании, по словам г-жи Матвиенко — блокирующий пакет 25% плюс одна акция. Напомним, в сентябре 2007 года именно г-жа Матвиенко сумела добиться того, что акции аэропорта «Пулково» были переданы в распоряжение городской администрации взамен на обязательство вложить в строительство аэропорта $1 млрд.

  В настоящее время, как сказано в заявлении, «сторонами совместно прорабатываются варианты дальнейшего функционирования и развития авиакомпании, а также улучшения ее финансового положения». Прорабатывается и вопрос, касающийся объема акций, переходящих в собственность Санкт-Петербурга. Причем решение по нему, отмечают эксперты, может быть принято также не раньше конца нынешнего года.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт