>  Украина закрывается

15.10.2015Украина закрывается

Украина закрывается

Президент Украины Петр Порошенко 16 сентября издал указ о введении санкций в отношении России. Одновременно был обнародован санкционный список организаций, в который вошли и 25 российских авиакомпаний, и 25 сентября украинский кабмин официально запретил им полеты в страну, а также частичный или полный запрет на транзит ресурсов, полеты над Украиной и перевозки по ее территории. После этого государственная авиационная служба Украины проинформировала попавших в список российских авиаперевозчиков о том, что разрешение на выполнение рейсов в украинские аэропорты с начала действия зимнего расписания — 25 октября — им выдано не будет. Таким образом, под запрет попали «Аэрофлот», «224 летный отряд», «ВИМ-Авиа», «Газпром-Авиа», «Донавиа», «Когалымавиа», «Оренбургские авиалинии», Red Wings, «Россия», «РусДжет», «РусЛайн», «Сибирь», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «Якутия», «Ямал» и другие перевозчики, в том числе и не существующие «Полет» и «АК Барс Аэро», ранее лишенные свидетельства эксплуатанта. Но пока воздушное сообщение между Россией и Украиной продолжает осуществляться по ряду регулярных направлений. По маршруту Москва — Киев летают «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь» и «ЮТэйр». Из Москвы в Одессу полеты выполняют «Аэрофлот», «Сибирь» и «Трансаэро». Во Львов из российской столицы летает «ЮТэйр». Рейс Санкт-Петербург — Киев обслуживает авиакомпания «Россия» — дочерняя структура «Аэрофлота». Компания «ЮТэйр» летает на направлении Сургут — Киев. До последнего времени «Аэрофлот», например, еженедельно выполнял до 35 рейсов по маршруту Москва — Киев, «Трансаэро» — до 25 рейсов, S7 и UTair — летали ежедневно. С украинской стороны в Москву, Санкт-Петербург и Калининград из Киева отправляются «Международные авиалинии Украины» (МАУ) — крупнейший авиаперевозчик страны. Он же представлен на маршруте из Одессы в Москву. Авиакомпания «Мотор Сич» регулярно следует по маршруту Запорожье — Москва, а из Днепропетровска в Москву летает «Днеправиа».

Зеркальный ответ Украине

В свою очередь, правительство РФ и Минтранс пообещали применить ответные меры, что и было сделано. Через два дня Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), по поручению Министерства транспорта РФ, руководствуясь положениями соглашения о воздушном сообщении между Россией и Украиной, уведомило украинские авиакомпании о введении запрета на выполнение полетов в Россию с 25 октября, причем он распространяется на всех перевозчиков, совершающих или планирующих совершать рейсы на территорию нашей страны. Так, уведомление о запрете полетов в РФ с 25 октября получила и украинская авиакомпания Yanair, открытие первого регулярного авиарейса в Москву которой было запланировано на 26 октября.

Запреты на полеты, как сказано в уведомлении Росавиации, будет действовать до тех пор, пока решение украинских властей в отношении российских авиакомпаний не будет отменено. Это подтвердил и глава Минтранса РФ Максим Соколов. Но решение об этом авиавласти Украины, отметил он, должны принять до 25 октября.

Кто и сколько потеряет?

По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), пассажиропоток между Россией и Украиной за 8 месяцев 2015 года составил около 800 тысяч человек. На наиболее востребованном маршруте, соединяющем две столицы, за 7 месяцев текущего года, согласно статистике АЭВТ, российские авиакомпании перевезли из Москвы в Киев 200 тысяч человек, а из Киева в Москву — 192 тысячи. В Одессу из Москвы за тот же период улетели 73 тысячи пассажиров, а обратно — 60 тысяч. При этом, как сообщил министр транспорта Максим Соколов, около 70% авиапассажиров, летавших из России в Украину и обратно, являются гражданами Украины, и большую долю занимали путешественники, следующие через Россию транзитом, — около 40%.

Украинские эксперты, со своей стороны, подсчитали, что возможные потери авиаотрасли страны в связи с запретами на перелеты за год составят как минимум $50 млн. При этом основная нагрузка придется на два ключевых аэропорта: «Борисполь» и «Жуляны». «Борисполь» — крупнейший воздушный порт Украины — перестанет быть транзитным хабом Восточной Европы, а международному аэропорту «Киев» («Жуляны»), входящему в пятерку крупнейших аэропортов страны, прогнозируют сокращение общего объема доходов на 30%.

Как заявили в авиакомпании «Международные авиалинии Украины», ее убытки от запрета полетов в Россию могут составить около $10 млрд в год. Малоприятным результатом может стать и сокращение штатных сотрудников этого перевозчика, да и цены на авиаперелеты, после введения РФ ответных санкций, отмечают в МАУ, наверняка возрастут.

Потери ждут и гражданскую авиацию России. В частности, АЭВТ оценивает дополнительные расходы российских перевозчиков из-за необходимости облета Украины «в несколько десятков миллионов долларов». В то же время глава Минтранса Максим Соколов напомнил, что отечественные компании уже с лета 2014 года облетают территорию Украины через Ростовскую область и Турцию: воздушный маршрут становится длиннее примерно на 500 километров. Впрочем, по словам главы Минтранса, это не отразится на стоимости полетов россиян в европейские страны.

Что касается прямых рейсов, то, как отмечают представители туроператорских компаний, организованный туризм между двумя странами в настоящее время практически полностью отсутствует, и потому введенные запреты на интересы туроператоров не повлияют.

Альтернатива транзитных полетов

Самолетом в Киев теперь придется добираться через Беларусь, Молдавию или Турцию, констатирует министр транспорта. Как считают эксперты, основным транзитным пунктом для потока пассажиров между Украиной и Российской Федерацией после введения санкций может стать аэропорт Минска. Белорусская авиакомпания «Белавиа» уже собирается ставить дополнительные рейсы на Киев по согласованию с украинской стороной и на Москву по согласованию с российской стороной. Скорее всего, взаимно увеличит частоту полетов на направлении Киев — Минск и МАУ.

Что касается Turkish Airlines, то в настоящее время она не рассматривает возможности увеличения числа авиарейсов на российском и украинском направлениях, но и не исключает такую возможность. А в аэропорту Кишинева считают, что вводимые санкции могут положительно отразиться на его деятельности: если перестанут осуществляться прямые рейсы из Одессы в Москву — самое популярное направление одесского аэропорта, то полеты могут быть перенаправлены через кишиневскую воздушную гавань. Хотя для Молдавии, считают эксперты, существует определенная опасность: прямые полеты российских авиакомпаний в эту страну могут значительно сократиться, поскольку следовать туда в облет Украины экономически невыгодно.

Но в любом случае все эти альтернативные варианты лишь в незначительной части удовлетворят существующий спрос. Поэтому транзитной работы хватит и для других аэропортов Европы. Так, польский национальный авиаперевозчик LOT готов предложить стыковки в Варшаве. Стоимость билета по маршруту Москва — Варшава — Киев и обратно начинается ориентировочно от 400. Надеется на приток транзитных авиапассажиров из России и Украины и Рига. Национальная авиакомпания airBaltic готовится увеличить число вылетов и в Москву, и в Киев, а также поставить на эти линии более вместительные лайнеры. Проявляют интерес к возможному российско-украинскому пассажиропотоку аэропорты Вильнюса и Будапешта.

«ЮТэйр» пока остается

Авиакомпания «ЮТэйр» оказалась единственным российским воздушным перевозчиком, не попавшим в санкционный список. Дело в том, что она является единственной из отечественных компаний, летающих по украинским маршрутам, не выполнявшей полеты в Крым. Причиной отказа от рейсов в Симферополь стала дочерняя компания «ЮТэйр Украина», точнее, возможность обеспечения ее нормальной работы в этой стране.

И теперь «ЮТэйр» планирует увеличить количество рейсов на Украину, как сообщил генеральный директор компании Андрей Мартиросов. В настоящее время в ее осенне-зимнем расписании запланировано выполнение регулярных полетов из Москвы в Киев («Жуляны») и Львов два и один раз в день соответственно. С 25 октября должны начаться еженедельные перелеты Сургут — Киев («Борисполь»). Базируется «ЮТэйр» в столичном аэропорту «Внуково».

В то же время не исключено, что власти Украины могут запретить полеты на свою территорию и последней из российских авиакомпаний. По крайней мере, по информации украинских информагентств, такие предложения в правительстве уже высказывались. Кроме того, в начале октября прошло сообщение, что компанию «ЮТэйр Украина» намеревается приобрести туроператор Anex Tour, что делает дальнейшее «украинское» будущее самой «ЮТэйр» еще менее предсказуемым.

Иван Коблов

 

Еще статьи из категории Авиатранспорт

Свежий номер