Главная

15.10.2015Украина закрывается

Украина закрывается

Президент Украины Петр Порошенко 16 сентября издал указ о введении санкций в отношении России. Одновременно был обнародован санкционный список организаций, в который вошли и 25 российских авиакомпаний, и 25 сентября украинский кабмин официально запретил им полеты в страну, а также частичный или полный запрет на транзит ресурсов, полеты над Украиной и перевозки по ее территории. После этого государственная авиационная служба Украины проинформировала попавших в список российских авиаперевозчиков о том, что разрешение на выполнение рейсов в украинские аэропорты с начала действия зимнего расписания — 25 октября — им выдано не будет. Таким образом, под запрет попали «Аэрофлот», «224 летный отряд», «ВИМ-Авиа», «Газпром-Авиа», «Донавиа», «Когалымавиа», «Оренбургские авиалинии», Red Wings, «Россия», «РусДжет», «РусЛайн», «Сибирь», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «Якутия», «Ямал» и другие перевозчики, в том числе и не существующие «Полет» и «АК Барс Аэро», ранее лишенные свидетельства эксплуатанта. Но пока воздушное сообщение между Россией и Украиной продолжает осуществляться по ряду регулярных направлений. По маршруту Москва — Киев летают «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь» и «ЮТэйр». Из Москвы в Одессу полеты выполняют «Аэрофлот», «Сибирь» и «Трансаэро». Во Львов из российской столицы летает «ЮТэйр». Рейс Санкт-Петербург — Киев обслуживает авиакомпания «Россия» — дочерняя структура «Аэрофлота». Компания «ЮТэйр» летает на направлении Сургут — Киев. До последнего времени «Аэрофлот», например, еженедельно выполнял до 35 рейсов по маршруту Москва — Киев, «Трансаэро» — до 25 рейсов, S7 и UTair — летали ежедневно. С украинской стороны в Москву, Санкт-Петербург и Калининград из Киева отправляются «Международные авиалинии Украины» (МАУ) — крупнейший авиаперевозчик страны. Он же представлен на маршруте из Одессы в Москву. Авиакомпания «Мотор Сич» регулярно следует по маршруту Запорожье — Москва, а из Днепропетровска в Москву летает «Днеправиа».

Зеркальный ответ Украине

В свою очередь, правительство РФ и Минтранс пообещали применить ответные меры, что и было сделано. Через два дня Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), по поручению Министерства транспорта РФ, руководствуясь положениями соглашения о воздушном сообщении между Россией и Украиной, уведомило украинские авиакомпании о введении запрета на выполнение полетов в Россию с 25 октября, причем он распространяется на всех перевозчиков, совершающих или планирующих совершать рейсы на территорию нашей страны. Так, уведомление о запрете полетов в РФ с 25 октября получила и украинская авиакомпания Yanair, открытие первого регулярного авиарейса в Москву которой было запланировано на 26 октября.

Запреты на полеты, как сказано в уведомлении Росавиации, будет действовать до тех пор, пока решение украинских властей в отношении российских авиакомпаний не будет отменено. Это подтвердил и глава Минтранса РФ Максим Соколов. Но решение об этом авиавласти Украины, отметил он, должны принять до 25 октября.

Кто и сколько потеряет?

По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), пассажиропоток между Россией и Украиной за 8 месяцев 2015 года составил около 800 тысяч человек. На наиболее востребованном маршруте, соединяющем две столицы, за 7 месяцев текущего года, согласно статистике АЭВТ, российские авиакомпании перевезли из Москвы в Киев 200 тысяч человек, а из Киева в Москву — 192 тысячи. В Одессу из Москвы за тот же период улетели 73 тысячи пассажиров, а обратно — 60 тысяч. При этом, как сообщил министр транспорта Максим Соколов, около 70% авиапассажиров, летавших из России в Украину и обратно, являются гражданами Украины, и большую долю занимали путешественники, следующие через Россию транзитом, — около 40%.

Украинские эксперты, со своей стороны, подсчитали, что возможные потери авиаотрасли страны в связи с запретами на перелеты за год составят как минимум $50 млн. При этом основная нагрузка придется на два ключевых аэропорта: «Борисполь» и «Жуляны». «Борисполь» — крупнейший воздушный порт Украины — перестанет быть транзитным хабом Восточной Европы, а международному аэропорту «Киев» («Жуляны»), входящему в пятерку крупнейших аэропортов страны, прогнозируют сокращение общего объема доходов на 30%.

Как заявили в авиакомпании «Международные авиалинии Украины», ее убытки от запрета полетов в Россию могут составить около $10 млрд в год. Малоприятным результатом может стать и сокращение штатных сотрудников этого перевозчика, да и цены на авиаперелеты, после введения РФ ответных санкций, отмечают в МАУ, наверняка возрастут.

Потери ждут и гражданскую авиацию России. В частности, АЭВТ оценивает дополнительные расходы российских перевозчиков из-за необходимости облета Украины «в несколько десятков миллионов долларов». В то же время глава Минтранса Максим Соколов напомнил, что отечественные компании уже с лета 2014 года облетают территорию Украины через Ростовскую область и Турцию: воздушный маршрут становится длиннее примерно на 500 километров. Впрочем, по словам главы Минтранса, это не отразится на стоимости полетов россиян в европейские страны.

Что касается прямых рейсов, то, как отмечают представители туроператорских компаний, организованный туризм между двумя странами в настоящее время практически полностью отсутствует, и потому введенные запреты на интересы туроператоров не повлияют.

Альтернатива транзитных полетов

Самолетом в Киев теперь придется добираться через Беларусь, Молдавию или Турцию, констатирует министр транспорта. Как считают эксперты, основным транзитным пунктом для потока пассажиров между Украиной и Российской Федерацией после введения санкций может стать аэропорт Минска. Белорусская авиакомпания «Белавиа» уже собирается ставить дополнительные рейсы на Киев по согласованию с украинской стороной и на Москву по согласованию с российской стороной. Скорее всего, взаимно увеличит частоту полетов на направлении Киев — Минск и МАУ.

Что касается Turkish Airlines, то в настоящее время она не рассматривает возможности увеличения числа авиарейсов на российском и украинском направлениях, но и не исключает такую возможность. А в аэропорту Кишинева считают, что вводимые санкции могут положительно отразиться на его деятельности: если перестанут осуществляться прямые рейсы из Одессы в Москву — самое популярное направление одесского аэропорта, то полеты могут быть перенаправлены через кишиневскую воздушную гавань. Хотя для Молдавии, считают эксперты, существует определенная опасность: прямые полеты российских авиакомпаний в эту страну могут значительно сократиться, поскольку следовать туда в облет Украины экономически невыгодно.

Но в любом случае все эти альтернативные варианты лишь в незначительной части удовлетворят существующий спрос. Поэтому транзитной работы хватит и для других аэропортов Европы. Так, польский национальный авиаперевозчик LOT готов предложить стыковки в Варшаве. Стоимость билета по маршруту Москва — Варшава — Киев и обратно начинается ориентировочно от 400. Надеется на приток транзитных авиапассажиров из России и Украины и Рига. Национальная авиакомпания airBaltic готовится увеличить число вылетов и в Москву, и в Киев, а также поставить на эти линии более вместительные лайнеры. Проявляют интерес к возможному российско-украинскому пассажиропотоку аэропорты Вильнюса и Будапешта.

«ЮТэйр» пока остается

Авиакомпания «ЮТэйр» оказалась единственным российским воздушным перевозчиком, не попавшим в санкционный список. Дело в том, что она является единственной из отечественных компаний, летающих по украинским маршрутам, не выполнявшей полеты в Крым. Причиной отказа от рейсов в Симферополь стала дочерняя компания «ЮТэйр Украина», точнее, возможность обеспечения ее нормальной работы в этой стране.

И теперь «ЮТэйр» планирует увеличить количество рейсов на Украину, как сообщил генеральный директор компании Андрей Мартиросов. В настоящее время в ее осенне-зимнем расписании запланировано выполнение регулярных полетов из Москвы в Киев («Жуляны») и Львов два и один раз в день соответственно. С 25 октября должны начаться еженедельные перелеты Сургут — Киев («Борисполь»). Базируется «ЮТэйр» в столичном аэропорту «Внуково».

В то же время не исключено, что власти Украины могут запретить полеты на свою территорию и последней из российских авиакомпаний. По крайней мере, по информации украинских информагентств, такие предложения в правительстве уже высказывались. Кроме того, в начале октября прошло сообщение, что компанию «ЮТэйр Украина» намеревается приобрести туроператор Anex Tour, что делает дальнейшее «украинское» будущее самой «ЮТэйр» еще менее предсказуемым.

Иван Коблов

 

Свежий номер