01.05.2009Тяжелый взлет
Как сообщило Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), в прошлом году российские авиакомпании перевезли на зарубежных чартерных рейсах более 10,3 млн туристов, что почти на 13% превысило данные 2007 года. Показательно, что в 2008 году 43% пассажирских авиаперевозок в стране выполнялось авиачартерами.
Лишь около 75 тыс. пассажиров чартеров летали в страны СНГ, основная масса — в дальнее зарубежье. Самыми популярными направлениями нерегулярных перевозок вновь стали Турция, Египет, Греция, Италия, Испания и Канарские острова, Болгария, Кипр, ОАЭ, Хорватия, Тунис, Черногория, Таиланд, Чехия, Австрия и Мальдивы. Практически по всем этим направлениям отмечен рост турпотока. Самый значительный — почти в 4 раза — зафиксирован на направлении Мальдивские острова: с 5,4 тыс. человек в 2007 году до почти 20 тыс. в 2008-м. Заметно выросли пассажиропотоки в Турцию, Египет, Таиланд, Испанию и Болгарию. В то же время меньше россиян отправились в Чехию (почти в два раза), а также в Черногорию.
Крупнейшим туристическим авиаперевозчиком России прошлого года, по данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), оставалась авиакомпания «Трансаэро». Судя по всему она сохранит это статус в нынешнем высоком сезоне, что неудивительно — компании надо задействовать свои многочисленные лайнеры Boeing 767/B747/В777, находящиеся в операционном лизинге. Второе место на чартерных маршрутах год назад уверенно занимала компания «Сибирь» (S7 Airlines). Однако в предстоящем сезоне она гораздо слабей представлена в этом сегменте перевозок. Третье место заняла компания «ВИМ-Авиа», осуществлявшая международные чартерные перевозки из Москвы и региональных центров страны.
Значительная доля чартеров на авиатранспортном рынке России заставляет многие авиакомпании рассматривать их сейчас, в период всеобщего спада регулярных перевозок, как достаточно важный ресурс. Наиболее наглядный пример здесь подает «Аэрофлот», представивший на рынке к началу летнего сезона довольно солидную, в отличие от прежних лет, чартерную программу.
«Аэрофлот» повернулся лицом
Совет директоров ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» на мартовском заседании одобрил предложение правления о создании обособленного чартерного подразделения в Москве. Как сказано в сообщении компании, создание специализированного филиала «предусматривает активное использование в чартерных перевозках эффективных в этом сегменте воздушных судов Ил-96, а также оперативное использование самолетов, задействованных в регулярных рейсах». Решено существенно расширить объем чартеров, сохраняя сложившуюся сеть регулярных маршрутов и реализуя стратегию развития сетевого авиаперевозчика. По имеющейся информации, в создающийся филиал будут переданы три самолета Ил-96.
Как отмечают эксперты, такое решение стало во многом следствием смены генерального директора «Аэрофлота». Трудно сказать, насколько это утверждение верно, ведь сама идея создать специализированный чартерный филиал родилась уже давно. Еще в 2002 году г-н Окулов заявлял о планах создания дочерней чартерной компании. Однако намечаемый проект так и не был реализован.
Теперь же, по нашим сведениям, новое подразделение может возглавить Бесики Квиркия. Кстати, именно он был во главе московского отделения авиакомпании Воронежского авиазавода (ВАСО), оперирующей построенными на нем самолетами Ил-86. В свое время на ее базе и планировалось создать чартерный филиал «большого» «Аэрофлота». Парк компании ВАСО, прекратившей свое существование несколько лет назад, частично перешел в ведение филиала «Аэрофлот — Дона», базирующегося в «Шереметьево». Но дальше этого дело так и не пошло.
С другой стороны, в «Аэрофлоте» никогда всерьез не относились к чартерам, и г-н Окулов не раз подчеркивал: «Мы — регулярная компания!» Теперь, когда его на посту 10 апреля сменил Виталий Савельев, более основательно заняться туристическими перевозками заставил опять же не столько новый глава компании, сколько нынешняя экономическая обстановка в стране.
Особенности предстоящего сезона
Подготовка чартерных и блочных договоров в нынешнем году проходила как никогда трудно и завершилась довольно поздно. Подавляющее большинство из них были подписаны во второй половине апреля, а то и буквально в последнюю неделю перед майскими праздниками. В то же время оставшуюся небольшую часть летних рейсов, стартующих в июне, стороны продолжили обсуждать и дальше.
Процесс чартерно-туристического согласования, отмечают участники рынка, получился затянутым и вялотекущим. Благодаря наметившемуся в этом году снижению объемов пассажиропотока, вызванному кризисом, у турфирм появился широкий выбор, и потому они, как пожаловались в одной авиакомпании, «только тем и занимались, что выискивали, где на 10 копеек дешевле». Как бы там ни было, но туроператоров, подбирающих наиболее приемлемые тарифы на перевозку, вполне можно понять, как и связанное с этим недовольство перевозчиков.
Как отмечают консолидаторы и заказчики рейсов, владельцы крупных блоков мест, да и сами авиакомпании, уже в апреле стало очевидно, что заметного уменьшения туристических объемов не избежать. Открытым остается вопрос, какое именно падение спроса ожидается летом. И здесь высказываются самые разные предположения — от 15 до 20%, чаще 30%, а иногда 40% и более. Отдельные турфирмы, наоборот, надеются даже на небольшое увеличение турпотока. В том числе и потому, что турагенты в своей работе все чаще переходят к более сильным операторам.
Впрочем, основная масса туркомпаний при планировании чартерных заказов ориентировалась на возможный спад, объем которого составит треть от прошлогоднего уровня, и потому, стараясь максимально снизить финансовые риски, они значительно сократили свои программы. На чартерных направлениях они пересели на менее вместительные лайнеры, на регулярных — уменьшили объемы блоков мест и перешли на наиболее мягкие условия их получения. Но как будет проходить предстоящий летний сезон, турфирмы и перевозчики стараются по возможности не загадывать и не прогнозировать.
Чартерная таблица
А теперь перейдем непосредственно к представленной таблице авиаперевозки туристов в предстоящем летнем сезоне. В ней фигурируют не только чартерные, но и регулярные рейсы, основными пассажирами которых станут организованные группы.
Несколько небольших замечаний. Туристические рейсы авиакомпании «Трансаэро», чартерные и регулярные, уже не первый год довольно своеобразно переплетаются и дублируются. Но ее основными заказчиками и консолидаторами по-прежнему остаются туроператорские компании «Капитал Тур», ПАКС, VKO Travel, Tez Tour, «Асент Трэвел», «Ланта-тур Вояж», а также собственное агентство перевозчика «Трансаэро Турс Центр».
В таблице нет рейсов ГТК «Россия», которая вновь пребывает в состоянии перестройки. На это раз компания готовится войти в состав создающегося авиаперевозчика «Росавиа», и потому, видимо, серьезной чартерной программы в сезоне с ее стороны ждать уже не приходится.
Зато летом активно стартует авиакомпания Red Wings, которая заметно расшевелила рынок своими предложениями, в том числе и тарифными. В настоящее время в ее парке числятся 11 взятых в лизинг самолетов Ту-204. Эта машина, как хорошо знают авиаторы, весьма капризная, а потому не особо надежная в эксплуатации. Да и нынешнее время не очень-то способствует развитию бизнеса. Так что, предстоящий высокий сезон станет во многом определяющим для нового крупного фигуранта рынка туристических авиаперевозок.
Наконец, вопреки прежним планам и чуть ли не официальным обещаниям, компания «Сибирь» («Глобус») начала заметно наращивать свое присутствие на таком массовом направлении, как Анталия. Впрочем, то, что перевозчик может вновь выйти на самую популярную чартерную линию, операторы предполагали с самого начала, правда, склонялись к тому, что произойдет это уже летом. В самой авиакомпании не особо рады возвращению на это направление, прежде всего потому что сделать это было решено после отказа некоторых заказчиков от более спокойных европейских маршрутов.
Игорь Горностаев
Направление | Число рейсов в неделю (макс.) | Тип самолета | Сроки | Заказчики, консолидаторы, блочники |
---|---|---|---|---|
"Аэрофлот" | ||||
Пула | 2 | Ил-96/А320 | ||
Сплит | 2 | Ил-96/А320 | ||
Тиват | 1 | Ил-96/А320 | ||
Корфу | 2 | А319 | 30.05-26.09 | «Инна-Тур» |
Агадир | 2 | В767/Ил-96 | 26.04-20.10 | Space Travel |
Мале — Коломбо | 1 | Ил-96 | К | «Мальдивиана» |
Тревизо | 1 | А320 | 13.06-10.10 | «Асент Трэвел» |
Римини | 1 | А320 | 24.04-9.10 | «Интурист» |
Генуя | 1 | А320 | 6.06-18.10 | «Ланта-тур Вояж», «Асент Трэвел» |
Римини | 1 | В767 | 6.06-17.10 | «Натали Турс» |
Катания | 1 | А320 | 6.06-26.09 | «Натали Турс» |
Кальяри | 1 | А319 | 6.06-26.09 | «Джет Трэвел» |
Пиза | 1 | А319 | 6.06-26.09 | «Джет Трэвел» |
Родос | 2 | А320/Ил-96 | 10.06-7.10 | «Инна-Тур» |
Корфу | 2 | А319 | 24.05-26.09 | «Мавинс», «Пантеон» |
Римини — Екатеринбург | 1 | В767 | 6.06-17.10 | «Натали Турс» |
Афины | 1 | Ил-96 | 1.06-31.08 | «Курортинтур» |
«Трансаэро» | ||||
Ларнака | 3 | В737/В767/В747 | К | |
Пула | 2 | В737/В767/В747 | 2.05-26.09 | |
Сплит | 1 | В737/В767/В747 | 1.06-27.09 | |
Дубровник | 2 | В737/В767/В747 | ||
Тиват | 2 | В737/В767 | 16.04-15.09 | |
Варна | 2 | В737/В747 | 31.05-25.09 | |
Бургас | 2 | В737/В747 | 31.05-25.09 | |
Хургада | 4 | В747 | ||
Шарм-эль-Шейх | 4 | В747 | ||
Анталия | 7 | В767/В747 | 26.04-21.09 | |
Денпасар | 2 | В767/В747 | К | |
Бангкок | 2 | В767/В747 | К | |
Ираклион | 5 | В737/В747 | 26.04-1.10 | |
Фаро | 1 | В737/В767 | 31.06-25.09 | |
Монастир | 6 | В737/В767 | 29.03-25.10 | |
Мале | 1 | В767/В747 | К | |
Родос | 2 | В767/В747 | 3.05-18.10 | |
Пунта Кана | 2 | В767/В747 | К | |
«ВИМ-Авиа» | ||||
Римини | 2 | В757 | К | «Спасские ворота Тур» |
Салоники | 14 | В757 | К | «Музенидис Тур» |
Тенерифе | 1 | В757 | К | «Бейс Тревел» |
Барселона | 1 | В757 | К | «Время Тур» |
Шарм-эль-Шейх | 3 | В757 | К | «Авиачартер» |
Хургада | 2 | В757 | К | «Авиачартер» |
Барселона | 1 | В757 | 1.06-24.10 | VKO Travel |
Пальма | 2 | В757 | 28.05-27.09 | «Время Тур» |
Аликанте | 1 | В757 | «Бейс Трэвел» | |
Ираклион | 2 | В757 | 30.04-28.10 | RCC |
Ираклион | 1 | В757 | 30.04-28.10 | «Интаэр» |
Неаполь | В757 | 26.05-28.10 | «Спасские ворота Тур» | |
Варна | 3 | В757 | 2.06-28.09 | RCC |
Бургас | 3 | В757 | 2.06-28.09 | RCC |
Варна | 2 | В757 | 2.06-28.09 | «Интаэр» |
Бургас | 2 | В757 | 2.06-28.09 | «Интаэр» |
Варна | 2 | В757 | 2.06-28.09 | «Авиачартер» |
Бургас | 2 | В757 | 2.06-28.09 | «Авиачартер» |
Тревизо | 1 | В757 | 13.06-22.10 | Pac Group |
Катания | 1 | В757 | 1.05-27.10 | Pac Group |
Палермо | 1 | В757 | 24.04-27.10 | Pac Group |
Агадир | 2 | В757 | 25.04-25.10 | «Авиачартер» |
S7 Group | ||||
Анталия | 4 | В737-400 | 24.03-25.10 GTI | |
Анталия | 11 | В737-400 | 24.03-25.10 | «Спектрум» |
Анталия | 4 | В737-400 | 24.03-25.10 | S7 Tour, «Нева» |
Хургада | 3 | В737-400/А310 | К | S7 Tour |
Шарм-эль-Шейх | 2 | В737-400 | К | S7 Tour |
Варна | 2 | В737-400/А310 | 29.04-6.10 | «Солвекс Трэвел» |
Бургас | 2 | В737-400 | 29.04-6.10 | «Солвекс Трэвел» |
Варна | 2 | В737-400 | 30.05-20.09 | S7 Tour |
Бургас | 2 | В737-400 | 30.05-20.09 | S7 Tour |
Римини | 2 | В737-400 | К | «Данко» |
Римини | 2 | В737-400 | К | «Натали Турс» |
Неаполь | 1 | В737-400 | 25.04-12.11 | «Данко» |
Анкона | 2 | В737-400 | К | «Данко» |
Монастир | 2 | В737-400 | 30.05-20.10 | «Лужники-тур» |
Тиват | 2 | В737-400 | 2.06-28.09 | S7 Tour, «Трэвел Центр» |
Задар | 1 | В737-400 | 2.06-28.09 | «Асент Трэвел» |
Сплит | 1 | В737-400 | 2.06-28.09 | «Асент Трэвел» |
Пула | 2 | В737-400 | 2.06-28.09 | «Асент Трэвел» |
Генуя | 1 | А319 | «Данко» | |
«Атлант-Союз» | ||||
Анталия | 7 | Ил-86 | 28.03-30.10 | Tez Tour |
Даламан | 3 | Ил-86 | 1.05-30.10 | Tez Tour |
Бодрум | 2 | Ил-86 | 30.05-30.10 | Tez Tour |
Хургада | Ил-86 | 31.03-30.10 | Tez Tour | |
Шарм-эль-Шейх | Ил-86 | 31.03-30.10 | Tez Tour | |
Анталия | 10-12 | Ил-86 | 1.05-28.10 | Coral Travel |
Бургас | 2 | В737-300/В737-800 | 28.05-29.09 | ICS |
Варна | 2 | В737-300/В737-800 | 28.05-29.09 | ICS |
Салоники | 3 | В737-300/В737-800 | 29.04-28.10 | «Музенидис Тур» |
Афины | 2 | В737-300/В737-800 | с 17.05 | «Музенидис Тур» |
Тиват | 2 | В737-300/В737-800 | 30.05-28.09 | «Эр Турс» |
Брно | 2 | В737-300/В737-800 | К | «ДМВ-Тур» |
Ираклион | 2 | В737-300/В737-800 | 25.05-3.11 | |
Ларнака | 2 | В737-300/В737-800 | 25.05-3.11 | |
«Аэрофлот-Дон» | ||||
Анталия | 7-12 | Ил-86 | 26.04-10.10 | Coral Travel |
Даламан | 3 | Ил-86 | 28.05-10.10 | Coral Travel |
Анталия | 3 | Ил-86 | 28.05-10.10 | Tez Tour |
Шарм-эль-Шейх | 2 | Ил-86 | 29.04-28.10 | Tez Tour |
«Аэрофлот — Норд» | ||||
Родос | 2 | В737 | 1.05—28.10 | «Лабиринт» |
Кос | 1 | В737 | 23.05-2.10 | «Лабиринт» |
Red Wings | ||||
Стамбул | 7 | Ту-204-100 | К | «Пан Украина» |
Анталия | 5 | Ту-204-100 | 12.04-28.10 | «Спектрум» |
Анталия | 5 | Ту-204-100 | 12.04-28.10 | Mostravel |
Анталия | 5 | Ту-204-100 | 10.04-28.10 | Coral Travel |
Даламан | 2 | Ту-204-100 | 10.05-28.10 | Coral Travel |
Измир | 2 | Ту-204-100 | 22.05-28.10 | «Спектрум» |
Бодрум | 2 | Ту-204-100 | 24.05-28.10 | «Спектрум» |
Бодрум | 3 | Ту-204-100 | Coral Travel | |
Хургада | 5 | Ту-204-100 | К | «Спектрум» |
Шарм-эль-Шейх | 6 | Ту-204-100 | К | Coral Travel |
Барселона | 2 | Ту-204-100 | 16.05-29.10 | «Спектрум» |
Пальма | 2 | Ту-204-100 | 31.05-29.10 | «Спектрум» |
Sky Express | ||||
Бодрум | 1 | В737-500 | 30.05-30.10 | «Аэрокредо» |
Ираклион | 2 | В737-500 | 1.05-29.10 | «Аэрокредо» |
Тиват | 2 | В737-500 | 25.05-28.09 | «Аэрокредо» |
Корфу | 1 | В737-500 | 24.05-26.09 | «Аэрокредо» |
Стамбул | 7 | В737-500 | «НЭК Травел» | |
Пула | 1 | В737-500 | 2.05-26.09 | RCC |
Варна | 2 | В737-500 | 20.05-29.10 | RCC |
Пардубице | 1 | В737-500 | «Авиачартер» | |
«Газпромавиа» | ||||
Кальяри | 1 | В737 | 30.05-26.09 | «Тур Парад» |
Тиват | 1-2 | В737/Як-42 | 30.05-28.09 | «Эр Турс» |
«Кавминводыавиа» | ||||
Барселона | 3 | Ту-204 | 2.05-28.09 | VKO Travel |
Даламан | 3 | Ту-204 | 24.05-28.09 | Mostravel |
Ираклион | 2 | Ту-204 | 24.05-28.10 | VKO Travel |
Генуя | 1 | Ту-204 | 2.07-27.09 | DSBW-Tours |
Варна | 3 | Ту-204 | 2.06- | VKO Travel |
Кос | 1 | Ту-204 | «Лабиринт» | |
«Ямал» | ||||
Пардубице | 1 | В737 | «Нева» | |
Тиват | 2 | В737 | 30.05-28.09 | «Нева» |
Ираклион | 1 | В737 | 10.05-4.10 | Tez Tour |
Родос | 1 | В737 | 4.06-20.09 | Tez Tour |
Барселона | 1 | В737 | 23.05-4.10 | Tez Tour |
«Уральские авиалинии» | ||||
Анталия | 7 | А320/Ил-86 | 1.04-31.10 | GTI |
Анталия | 2 | Ил-86 | 19.05-30.09 | Tez Tour |
«Оренбургские авиалинии» | ||||
Корфу | 2 | В737 | 1.05-28.10 | «Лабиринт» |
«Владивосток авиа» | ||||
Барселона | 1 | А320 | 2.05-10.10 | Tez Tour |
Ираклион | 1 | А320 | 20.05-5.10 | Tez Tour |
«Татарстан» | ||||
Задар | 1 | В737 | 2.06-28.09 | «Асент Трэвел» |
Nord Wind | ||||
Анталия | 8 | В757 | «Пегас Туристик» | |
Примечания: К — круглогодичные рейсы |