>  Такое непростое чартерное лето

07.09.2002Такое непростое чартерное лето

Середина сентября - традиционное время подведения чартерных итогов высокого туристского сезона. И хотя многие полетные программы еще продолжаются, а некоторые из них даже переживают определенный подъем, картина прошедшего лета и начала осени уже в общем и целом вполне ясна

Как дружно отмечают в авиакомпаниях и консолидаторских фирмах, нынешний сезон получился гораздо более сложным, чем предыдущий. Оживление на российском туристском и чартерном рынках в майские праздники и последующие дни месяца сменило полное затишье в июне. Полностью застойным оказался и обычно бойкий июль. Не дождавшись клиентов, консолидаторы начали все решительнее выходить к публике с обилием спецтарифов на перевозку, а затем стали отменять запланированные чартеры. Помогло ли именно это, неизвестно. Но в августе туристский пассажиропоток наконец-то начал постепенно нарастать. Соответственно и расценки вернулись к своим реальным показателям.

Тем не менее, как отмечают эксперты, объемы чартерных перевозок в сезоне-2002 вряд ли достигнут прошлогоднего уровня, несмотря даже на довольно успешный сентябрь и, возможно, начало октября. Спад только на столичном чартерном рынке составит, по самым оптимистичным оценкам, 10 - 15%. Тут, впрочем, очень многое зависит от направлений полетов чартеров, а также от эффективности работы каждой конкретной авиационной и туристской компании.


По направлениям

Турция (читай Анталья) по-прежнему остается основным чартерным направлением лета в России (Москве). И лидером перевозок на нем вновь стала новосибирско-московская авиакомпания "Сибирь", действующая в паре со своей дочерней турфирмой "Пегас Туристик". За ней следовали "Аэрофлот" с "ВАСО", "КрасЭйр" и AJT. Явный переизбыток бортов на турецких маршрутах, отозвавшийся обилием спецпредложений, наблюдался в июле. Зато с начала августа наметилось некоторое оживление, перешедшее в 10-х числах даже в легкий бум. Увеличилась и глубина продаж - вплоть до середины сентября и дальше. Как отмечают консолидаторы чартерных рейсов, это позволит им не только сгладить финансовые провалы начала сезона, но и выйти на более высокие, в сравнении с прошлым годом, объемы отправок туристов.

Чего нельзя сказать об Испании. Стоит отметить, что наши операторы-"испанцы" пережили, наверное, самый драматичный сезон в своей истории. Все началось, как известно, с запретов на полеты в Европу "шумных" Ил-86. Как вспоминает Андрей Савостьянов, зам. генерального директора "Натали Турс": "Еще за три дня до начала полетов оставалось неясным, на чем полетим, от чего иной раз появлялось отчаяние: полетим ли вообще?"

Полетели. Ту-154М, заменившие Илы, отлично отработали майские праздники, а заодно и весь май. А дальше произошло резкое падение спроса с неизбежным избытком рейсов и обилием спецпредложений. То ли долго смаковавшиеся в центральной прессе и на ТВ подробности "шумной" эпопеи сделали наконец свое "черное дело" (а тут еще и июльская трагедия с самолетом "Башкирских авиалиний"), то ли туристов привлекли другие более дешевые страны, неизвестно. Российский рынок все еще мало предсказуем.

Авиаперевозки до Барселоны, реальная цена которым $200±$5, в июне-июле можно было приобрести на $30 - $50 дешевле. Операторы уже было потеряли надежду, но спас положение опять же август. Клиенты вновь повернулись лицом к Испании, и заказчики рейсов воспряли духом. Как отмечают в компании "Натали Турс", у фирмы есть возможность выйти на уровень прошлогодних объемов. В других операторских и агентских фирмах настроены менее оптимистично, рассчитывая, что их объемы за сезон сократятся не более чем на 15 - 20%. Но в любом случае Испания вновь остается вторым по значению авиачартерным направлением в нашей стране.

Непростая ситуация сложилась и на трассах из Москвы на Кипр. Именно в Ларнаку отправили свои невостребованные аэробусы многие авиакомпании. И расчеты их консолидаторов были абсолютно верны: невысокие приемные тарифы кипрских операторов наверняка должны были бы прийтись по вкусу россиянам. Но предложение превысило спрос. Неудачным оказался кипрский дебют "Сибири", чьим заказчиком выступили "Лужники Тур", непросто пришлось и "Континентальным авиалиниям", ведомым "Весмой".

Зато ЮАС, имевший контракты с AJT, "ИРСАэро", "Оренбургскими" и "Красноярскими" авиалиниями, варьируя бортами, сумел добиться хорошей загрузки на их рейсах. Авиаброкер обеспечивал перевозкой главным образом туристов "Натали Турс", "Библио Глобуса" и "Зевс Тревел".

Абсолютно иная расстановка сил была на чартерных линиях в Хорватию. Отправка туристов в эту страну развивается довольно динамично, причем спросом у россиян теперь пользуются не только известный еще с советских времен Дубровник, но и Пула со Сплитом. Своему относительному спокойствию эти направления во многом обязаны ведущим туроператорам - "Асент Трэвел", "ПАКС", "Регулус", ВАО "Интурист" и "Инна Тур", координирующим усилия по организации чартеров с целью не допускать превышения предложения по ним над спросом. Фирмы консолидируют лайнеры "Кавминводыавиа", "КрасЭйр", "Ист Лайн" и др.

Избежали потрясений и серьезных тарифных шатаний чартерные рынки Болгарии, Италии и Греции. Как отмечают туроператоры по Болгарии, несмотря на введение виз, число российских отпускников в этой относительно недорогой стране сопоставимо с прошлым годом. При этом чартеров здесь стало меньше, зато заметно возросла их заполняемость. Примерно то же можно сказать и о полетах в две другие страны.

Теперь о неожиданностях, скорее приятных. Повышенным спросом в нынешнем сезоне пользовались Египет и Тунис. Мало кто из профессионалов еще весной мог предположить, что традиционно осенне-весенние Хургада с Шарм-эль-Шейхом останутся хорошо востребованными и летом. Однако низкие тарифы отелей вместе с интенсивной рекламой дали свой положительный результат. Впрочем, на египетских чартерах, опять же с июня до августа, чередой шли недозагрузки рейсов и, как следствие, появлялись демпинговые тарифы.

 К августу неожиданно "выстрелил" Тунис. Причина та же - снижение примерно на треть расценок на размещение местными гостиницами. Но тунисское направление скорее регулярное: по расписанию в столицу страны и в Монастир летает "Аэрофлот", а чартерные рейсы в курортный Монастир выполняет только "КрасЭйр".
"Домодедово" в роли "Шереметьево"

То, что творилось в летний сезон прошлого года в аэропорту "Шереметьево" в терминалах вылета и прилета, в авиакомпаниях и турфирмах вспоминают как страшный сон. Нынешним летом все, можно сказать, повторилось, но на сей раз уже в "Домодедово". Перед началом сезона сюда перевели свои рейсы многие чартерные и регулярные предприятия, среди которых оказались и такие ведущие перевозчики, как "Красноярские авиалинии" и "Сибирь". И как выяснилось уже в ходе выполнения полетных программ, значительно возросший объем оказался домодедовцам явно не по силам.

Крупных задержек рейсов, произошедших по вине порта, в южной гавани не отмечалось. (Как известно, почти на сутки был задержан чартер "Кавминводыавиа", но причиной тому послужила крупная техническая неисправность их проблемного Ту-204.) Зато вылеты самолетов на 30 - 50 минут позже графика стали систематическими. И если какой чартер летал с оборота (т.е. возвращался обратно за очередной партией туристов), к примеру, в Испанию (кстати, аэропорт Барселоны также не отличается пунктуальностью в работе), то его второй рейс отправлялся уже с задержкой на два-три часа.

Тем не менее, несмотря на явные изъяны в организации и технологии работы, руководители аэропорта не пытались переложить свалившиеся на них трудности на плечи авиакомпаний и консолидаторов, а делали все возможное, чтобы устранить проблемы самостоятельно. И что важно, отмечают в турфирмах, без согласия заказчика не был перенесен ни один слот на вылет чартера. Да и тарифы на обслуживание здесь остались заметно ниже, чем в "Шереметьево". В результате, благодаря неимоверным усилиям аэропортового начальства, ситуация в "Домодедово" не вышла из-под контроля, хотя реальные предпосылки к тому и имелись.

Наоборот, "Шереметьево" в этом сезоне, по сравнению с прошлым, можно сказать, "отдыхал". И если в небольшом первом терминале пиковое время еще имело место быть, то загрузка "Шереметьево-2" находилась на вполне оптимальном уровне. Что безусловно сыграло на руку пассажирам, но далеко не всегда оставшимся в порту чартерным компаниям.

Как известно, весной новая руководящая команда аэропорта ввела новые сборы на чартерные рейсы, вылетающие в "удобное" время, в размере $10 - $20 на каждого пассажира. (Это обстоятельство, кстати, и послужило причиной перехода ряда перевозчиков в "Домодедово".) Нетрудно подсчитать, сколько дополнительно приходится теперь платить авиакомпаниям за взлет, скажем, 350-местного Ил-86. Причем если на отдельных маршрутах эта прибавка оказалась необременительной, то на направлениях массового спроса, где тарифное противостояние между перевозчиками обострено до предела, она зачастую играла решающую роль. Компании пытались даже брать новые затраты на себя, но и это не всегда помогало.

По словам некоторых руководителей авиакомпаний, если шереметьевские сборы сохранятся и в зимний период, то здесь следует ожидать очередного чартерного спада. И даже следующим летом число чартеров вряд ли сохранится в объеме нынешнего сезона. Однако руководители "Шереметьево", которых многие считают "неплохими коммерсантами", тоже хорошо представляют складывающуюся ситуацию и, скорее всего, готовы встретить ее во всеоружии. С другой стороны, по имеющимся сведениям, в "Домодедово" также не сидят сложа руки, а из опыта прошедшего лета уже сейчас делаются надлежащие практические выводы. Так что, у авиакомпаний и пассажиров есть, как говорится, варианты, и это хороший задел на будущее.



Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт