>  Станет ли AIRUNION «авиакомпанией №2»?

02.08.2005Станет ли AIRUNION «авиакомпанией №2»?

В июле было принято решение о регистрации товарного знака AiRUnion. Под ним на российском авиарынке будут представлены пять воздушных компаний: «Красноярские авиалинии» («КрасЭйр»), «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ), «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс», которые в конце прошлого года, по инициативе «КрасЭйр», объединились в авиационный альянс.

По словам генерального директора «КрасЭйр» Бориса Абрамовича, появление нового бренда — не дань моде, а формирование самого ценного актива объединения, его репутации. На сегодняшний день определены приоритеты стратегии AiRUnion, элементы его фирменного стиля, принято цвето-графическое решение, ведется доработка логотипа и системы визуальной корпоративной идентичности. Уже известно, что все новые самолеты членов альянса, а также воздушные суда, которые планируется эксплуатировать более двух-трех лет, будут покрашены в цвета AiRUnion. На их бортах при этом будет указано название представителя альянса. Впрочем, все детали нового фирменного стиля пока держатся в секрете.

Ранее альянс, возглавляемый «КрасЭйр», был известен под именем AirBridge — единой управляющей компании, созданной для координации деятельности объединения. Однако это вызывало определенные ассоциации с грузовым перевозчиком AirBridge Cargo, дочерним предприятием авиакомпании «Волга-Днепр». Теперь же, как отмечает г-н Абрамович, разночтений не будет. Кроме того, топ-менеджменту «КрасЭйр» уже давно не нравилось ее имя, которое многие произносят как «КрашЭйр», что по-английски созвучно «air crush», то есть авиакатастрофа. Понятно, что это не идет на пользу перевозчику, который хочет расширять свои зарубежные маршруты.

Второй перевозчик страны
Однако интересы руководства альянса простираются гораздо дальше вопроса смены торговой марки. Борис Абрамович готовится к созданию на основе нынешнего союза авиаперевозчиков самостоятельной авиакомпании. И на то у главы «КрасЭйр» есть веские основания.
Общий объем перевозок участников альянса в 2004 году составил 3,5 млн пассажиров. Это третий результат в России после «Аэрофлота» и «Сибири». В нынешнем году компании, входящие в альянс, собираются перевезти уже около 5,5 млн человек, и тогда их доля на рынке воздушных перевозок страны составит около 15%. Специалисты, правда, достаточно скептически относятся к этим планам. Но в любом случае, больших показателей пока может достичь только «Аэрофлот», который в прошлом году перевез 6,8 млн человек, а на этот год запланировал прирост на 14%. Поэтому есть все основания полагать, что в России может появиться второй по объему перевозчик. Если, конечно, государство поддержит альянс в его амбициозных устремлениях.

Это отлично понимают и первые лица «КрасЭйр». В начале лета в Министерство экономического развития и торговли от них поступило предложение по созданию на базе альянса более интегрированной холдинговой структуры. Подробности этих планов не разглашались, но в середине июля Борис Абрамович представил возможное распределение долей в уставном капитале единого авиаперевозчика. Согласно предварительным планам, государству предлагается оставить 32% акций новой компании, по 20% акций получат «КрасЭйр» и ДАЛ, 9,6% — «Самара», 4,6% — «Омскавиа» и 6% — «Сибавиатранс». Неизвестной остается пока судьба 7,8% акций создающегося предприятия.

Госчиновники думают
В Министерстве транспорта поддерживают идею слияния пяти перевозчиков. Как заметил замминистра транспорта Александр Мишарин, сегодня ни один из них не может самостоятельно генерировать денежные потоки, необходимые для динамичного развития бизнеса и решения главной задачи — обновления самолетного парка. К тому же сейчас две из пяти компаний — «Домодедовские авиалинии» и «Самара» находятся в довольно тяжелом финансовом положении.

Но есть и другой принципиальный момент. Дело в том, что в госсобственности находится 51% акций «КрасЭйр», 50,04% — ДАЛ и 46,49% — «Самары». Поэтому государство рассчитывает получить в объединенной авиакомпании контрольный пакет акций. Но, как отмечают эксперты, поскольку частным акционерам «КрасЭйр» принадлежит «Сибавиатранс», и они также владеют весьма крупными пакетами акций в «Домодедовских авиалиниях» (49%), «Самаре» (25%) и «Омскавиа» (71%), очевидно, что AiRUnion фактически будет находиться под их контролем.
Представители государства не спешат сказать окончательное «да». Предложенный г-ном Абрамовичем проект пока только обсуждается чиновниками. И для принятия окончательного решения относительно данного объединения, считают в Минтрансе, требуется существенная доработка концепции и в первую очередь в части защиты интересов государства.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт