>  «Рожденный ползать летать не может»… и не будет

01.03.2013«Рожденный ползать летать не может»… и не будет

     В конце января — начале февраля прошла череда скандальных происшествий на российских авиалайнерах, связанных с пьяными дебошами пассажиров. Буйное поведение на борту стало предметом внеочередного разбирательства в Госдуме. Прошло обсуждение происшествий и на круглом столе в Общественной палате РФ, в котором приняли участие представители ведомств, авиакомпаний и ряда организаций

Борьба с «зеленым змием»

     Депутаты Государственной думы оперативно и жестко отреагировали на произошедшие случаи воздушных дебошей. Они предложили ввести полный запрет на пронос любого спиртного в пассажирские самолеты — для этого потребуется в самое ближайшее время подготовить соответствующий законопроект, а также, как отметил первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту Виталий Ефимов, внести изменения в Воздушный и Гражданский кодексы и, возможно, в Уголовный кодекс.

     Российские авиаперевозчики, в свою очередь, выступили за значительное повышение штрафов за хулиганские действия на борту. По словам руководителей авиакомпаний, нарушения общественного порядка во время перелетов происходят ежедневно. В прошлом году, к примеру, компания «Трансаэро» зафиксировала и пресекла около полутора тысяч случаев различных нарушений, из которых только 320 дошли до полиции. За то же время «Аэрофлот» не пустил на борт 680 пассажиров, находившихся в состоянии алкогольного опьянения и нарушавших порядок. Как отметили в авиакомпании, к числу ее направлений, на которых чаще всего случаются инциденты подобного рода, относятся Пекин, Гавана, Бангкок, Гонконг, Анталия и Владивосток.

     Представители воздушных компаний полностью поддержали законодателей: необходимы четкие правила, запрещающие пассажирам брать на борт самолета алкоголь, или купленное спиртное в магазинах duty free следует сдавать на хранение бортпроводникам. Кстати, ограничить употребление алкоголя во время полета еще в прошлом году предлагало и Министерство транспорта РФ, и именно оно выдвинуло идею сдавать приобретенный алкоголь и выдавать его только по прилету.

Когда требуются спецсредства

     Однако ни чиновникам, ни авиакомпаниям пока не ясно, как это предложение можно реализовать на практике. Очевидно, что подобная мера спровоцирует задержки авиарейсов, и в связи с этим далеко не все депутаты поддержали введение запрета на пронос спиртного на борт самолетов. Тем не менее Госдума по-прежнему намерена разработать в ходе нынешней весенней сессии законопроект, предусматривающий ужесточение санкций к дебоширам на борту. Планируется значительно повысить штрафы и ввести дополнительные санкции за буйное поведение, употребление принесенного с собой алкоголя, курение, неправомерное использование техники и неподчинение требованиям командира воздушного судна.

     Сейчас у экипажа авиалайнера практически нет правовых норм, позволяющих ему должным образом воздействовать на пьяного пассажира. Предлагается разрешить бортпроводникам применять специальные средства по укрощению буйных авиапутешественников. Например, использовать пластиковые наручники, электрошокеры и другие средства сдерживания. «Аэрофлот» предлагает дать право воздушным перевозчикам страны отказывать дебоширам в полете, и отдельной темой обсуждения стали «черные списки» пассажиров.

«Черные списки» — «за» и «против»

     Первым с идеей составления «черных списков» в официальном порядке выступил генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Хотя прежде и другие крупные российские перевозчики говорили о легализации такого рода возможности. В то же время, как заявил недавно глава «Аэрофлота», авиакомпания для служебного пользования сформировала собственный список нарушителей из более чем 1800 пассажиров. Однако отказать им в перевозке или еще как-либо воздействовать на них она по-прежнему не может, поскольку не имеет на то законных оснований.

     Действительно, сегодня Воздушный кодекс запрещает авиакомпаниям иметь списки граждан, которым путь на их рейсы заказан. За отмену этого положения выступают не только авиакомпании, но и Министерство транспорта России. Это ведомство еще в прошлом году разработало законопроект о легализации «черных списков», который в данное время прорабатывается на экспертном уровне. Предполагается, что российским перевозчикам не только разрешат их иметь, но и позволят обмениваться между собой и с иностранными компаниями.

     Такую позицию Минтранса отечественные перевозчики поддерживают в полной мере. Однако против выступает Министерство внутренних дел. Как заявил на круглом столе в Общественной плате заместитель начальника отдела Главного управления на транспорте МВД РФ Юрий Груздев, введение «черных списков» авиапассажиров в нашей стране противоречит положению Конституции России о свободном передвижении граждан. Кроме того, согласно федеральному закону о персональных данных, накопление, хранение и опубликование таких списков противозаконно.

Другие меры воздействия

     Представитель силовых структур внес еще одно весьма неординарное предложение, ранее никем не озвученное. Было предложено ввести запрет либо значительное ограничение на продажу алкогольной продукции в магазинах беспошлинной торговли, в кафе и ресторанах зоны вылета аэропортов. И прежде говорилось о возможных изменениях в правилах продажи алкоголя в аэропортовых зонах вылета, но к решению этого вопроса радикальным образом еще никто не призывал.

     В связи с этим председатель совета директоров аэропорта «Внуково» Виталий Ванцев заявил следующее: запрет на продажу спиртного в российских duty free может спровоцировать повышение стоимости авиабилетов. Взаимосвязь тут вполне очевидна: основной доход всех магазинов беспошлинной торговли во всем мире приносит продажа парфюмерии, алкоголя и табачных изделий. Если убрать одну из этих составляющих, то сократится размер неавиационных доходов воздушной гавани, компенсировать который она будет за счет дохода авиационного, а в конечном итоге за счет пассажиров.

     Кроме того, Росавиация поддержала предложение ряда авиакомпаний о введении сопровождения авиалайнеров собственной службой безопасности, а также направила в Минтранс предложение узаконить использование ее сотрудниками «специальных средств», если в воздухе понадобится усмирять буйных пассажиров. Как считает Росавиация, при отсутствии службы авиационной безопасности, или, как ее называют за рубежом — «авиационных маршалов», эти средства должен будет применять экипаж воздушного судна.

     Наконец, группа независимых депутатов внесла в Госдуму законопроект, который обязывает авиакомпании устанавливать в салонах лайнера и кабинах пилотов видеорегистраторы. Сделанные ими записи послужат доказательством в суде неправомерных действий обвиняемых. Кроме того, отмечают депутаты, если пассажиры будут знать, что в авиалайнерах ведется видеонаблюдение, многие из них станут вести себя более дисциплинированно.

Что говорит закон

     Ряд экспертов задают вопрос: зачем разрабатывать дополнительные меры защиты, когда и сегодня «самолетный», равно как и любой другой дебошир, вина которого доказана, не может остаться безнаказанным? Действующее российское законодательство и внутренние правила авиакомпаний предусматривают ряд мер по борьбе с подобными случаями. В частности, пассажира имеют право не пустить на рейс, если он находится в состоянии сильного опьянения либо ведет себя неадекватно, а на борту, если поведение человека угрожает безопасности полета, командир воздушного судна вправе принять решение о вынужденной посадке лайнера, чтобы сдать нарушителя местным властям.

     К правовым нарушениям в самолете в полной мере применима статья 213 Уголовного кодекса РФ, часть 2-я которой предусматривает наказание ввиде штрафа от 500 тысяч до 1 млн рублей или тюремное заключение на срок до 7 лет. Вряд ли подобные меры можно считать мягкими. Правда, наказания за менее тяжкие действия более либеральные: так, за нахождение в состоянии алкогольного опьянения в общественном месте предусмотрен штраф в размере всего от 100 до 500 рублей. Но и здесь в случае отягчающих вину обстоятельств придется заплатить 5000 рублей или можно попасть под арест сроком до 15 суток. Но факты говорят о том, что далеко не все воздушные хулиганы попадают в руки правоохранительных органов и еще меньше — на скамью подсудимых.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт