>  "Два катаклизма года" мировой авиации

04.10.2003"Два катаклизма года" мировой авиации

"Два катаклизма года" мировой авиации

Воздушные компании всего мира пережили в этом году тяжелейший кризис. Резкое снижение пассажиропотока было связано, в первую очередь, с войной в Ираке и распространением атипичной пневмонии (SARS) в странах Юго-Восточной Азии. К двум нежданным потрясениям добавились еще и замедление темпов мирового экономического роста, а также террористическая опасность на авиатранспорте. Все эти вместе взятые факторы заставили отдельных аналитиков говорить о самом большом спаде за всю историю существования отрасли авиаперевозок. Впрочем, уже в конце лета ситуация стала постепенно меняться в лучшую сторону. Что тут важно, глобальный авиакризис практически не затронул замкнутый рынок воздушных перевозок России.



В Америке, в Европе или в Азии


    По данным Американской ассоциации воздушного транспорта (ATA), только за первую неделю войны в Ираке пассажиропоток в среднем по отрасли снизился на 10%, а у некоторых перевозчиков - на 30 - 40%. Следующий ощутимый удар авиакомпаниям нанесла атипичная пневмония. Путешественники боялись не только летать в "опасные" страны, но даже и того, что закрытое пространство лайнера способствует быстрому распространению вирус SARS. Причем известно по меньшей мере о 10 подобных случаях, когда пассажиры или члены экипажа заражали болезнью своих попутчиков.

    Крупнейшие американские авиакомпании Continental Airlines и American Airlines стали первыми, признавшимися в том, что серьезно пострадали от последствий "двух катаклизмов года" - иракской войны и новой болезни. В марте на трансокеанских рейсах пассажиропоток Continental упал на 21,9%, а у American - на 14,8%. Руководство Continental Airlines спустя месяц заявило, что ее суммарные убытки составили $221 млн. Другая ведущая компания США Delta Air Lines также проинформировала, что переживает острейший финансовый кризис.

    Вообще же, по мнению отдельных аналитиков, первое полугодие 2003 года для ведущих американских компаний стало чуть ли не самым мрачным за всю новейшую историю авиаперевозок, поскольку квартальные убытки этой отрасли США превысили $1 млрд.

    Показательная деталь: ряд ведущих компаний Америки питание на своих внутренних рейсах сделали платным. Первой в нынешнем году подобный эксперимент начала MidWest Airlines, теперь на ее рейсах за $7 можно приобрести легкий завтрак, а за $10 - пообедать. Аналогичные меры также ввели America West и United Airlines.

    Иракская война и атипичная пневмония привели к значительному снижению пассажиропотока и на рейсах европейских авиаперевозчиков. Для примера, British Airways - крупнейшая авиакомпания Европы, объявила о том, что ее чистые убытки в I квартале, завершившимся 31 марта, достигли 133 млн фунтов стерлингов ($217 млн).

    Серьезные убытки понесла и Lufthansa, по данным компании, в мае они доходили до 50 млн евро в неделю. Загрузка ее рейсов из Германии в Китай тогда же составляла 20%, а в обратном направлении - 80%. Однако Lufthansa еще не так сильно пострадала от кризиса, как многие ее европейские конкуренты. По мнению экспертов, KLM и Air France попали в еще более тяжелое положение, поскольку не смогли отреагировать на снижение пассажиропотока так же быстро, как национальный перевозчик Германии.

    Реагируют же авиакомпании на кризис сокращением персонала, переводом сотрудников на неполный  рабочий день, снижением частоты полетов, вплоть до полного снятия самолетов с линий. Так, швейцарская авиакомпания Swiss уменьшила свой авиапарк, насчитывавший 112 самолетов, на 28%, British Airways - на 30%, а Lufthansa и ее дочерние фирмы 71 из 400 самолетов держали на земле.

    С аналогичными сложностями, но в более тяжелой форме, столкнулись и азиатские компании. В мае лайнеры гонконгской Cathay Pacific Airways, четвертой по величине воздушной компании Азии, перевозили в среднем 10 тысяч пассажиров в день, тогда как обычно эта цифра превышала 30 тысяч. А количество пассажиров на рейсах сингапурской Singapore Airlines, считающейся самой прибыльной авиакомпанией мира, в мае сократилось на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

    Доходило и до курьезов. В конце апреля из-за отмены 41 рейса компании Air India десятки тысяч индийских пассажиров не могли вылететь из аэропортов стран Персидского Залива. Причиной инцидента стал отказ пилотов Air India летать в составе экипажей, члены которых побывали в странах, где зафиксирована эпидемия атипичной пневмонии.

    По сообщению Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), в мае нынешнего года мировой объем пассажирских перевозок авиакомпаний сократился на 21%, а в странах Азиатско-Тихоокеанского региона - почти на 45%. По подсчетам специалистов IATA, всего из-за эпидемии атипичной пневмонии и войны в Ираке компании потеряли около $6,5 млрд. Генеральный директор IATA Джованни Бизиньяни оценил тогда сложившуюся ситуацию для перевозчиков как катастрофическую.

    Что и понятно, ведь в последний раз подобное падение авиаперевозок было зафиксировано после известных терактов 11 сентября 2001 года.



Кризис отступает постепенно


    Тем не менее, уже в июне мировая авиационная индустрия начала проявлять первые признаки выхода из кризиса. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного экспертами IATA. По сравнению с маем, авиакомпании перевезли на 21% пассажиров больше, хотя в июне нынешнего года общий пассажиропоток и оказался на 11,8% меньше, чем годом раньше. "В июне авиаиндустрия преодолела критическую точку, - уже теперь заявлял Джованни Бисиньяни. - Несмотря на то что мы по-прежнему ниже прошлогоднего уровня, пассажиры возвращаются".

    В июне 2003 года азиатские авиакомпании перевезли примерно на 35% меньше пассажиров, чем за год до того. И это было воспринято, опять же как хороший показатель, поскольку в мае пассажиропоток был более чем на 50% ниже уровня 2002 года. Североамериканские воздушные компании в июне продали на 12,4% билетов меньше, чем в прошлом году, а европейские перевозчики приблизились к уровню 2002 года.

    По прогнозам IATA, до конца года объемы авиаперевозок в Европе и США достигнут докризисного уровня, а большинство компаний Азии вернутся к рентабельности в следующем году. При этом генеральный директор IATA предупреждает, что несмотря на признаки выздоровления отрасли, норма прибыли авиакомпаний еще долго не вернется на прежний уровень. Впрочем, не все перевозчики в полной мере разделяют видимый оптимизм ассоциации. "Спрос на авиаперелеты хотя и восстанавливается, однако продолжает оставаться непредсказуемым", - заявил председатель правления British Airways лорд Маршалл.




Иван Коблов



Еще статьи из категории Авиатранспорт