>  Пролет и роялти

10.02.2014Пролет и роялти

     Минтранс РФ и Росавиация продолжают переговоры с представителями Евросоюза о возможности отмены роялти — платежей за пролет над восточными территориями нашей страны. Пойти на этот шаг российские власти готовы, но взамен от своих европейских партнеров требуют предоставления дополнительных льгот. В конце 2013 года с нашей стороны поступило предложение разрешить авиакомпаниям из России выполнять внутриевропейские рейсы

     Началось все с того, что авиационные власти Чехии попросили у своих коллег, представляющих РФ, отменить для их воздушных компаний оплату за транссибирские полеты. В ответ российская сторона предложила допустить наших перевозчиков к полетам из чешских аэропортов в другие аэропорты Европы. Планировалось проведение специальной встречи по этому вопросу, однако она так и не состоялась, поскольку по решению представителей ЕС была перенесена на неопределенный срок. Как считают эксперты, вопрос о роялти Чехия подняла с подачи транспортной комиссии Евросоюза, поскольку чешские авиакомпании редко выходят на транссибирские маршруты.

     Иностранные авиакомпании платят за использование транссибирских воздушных маршрутов с 1970 года. Считается, что эти платежи компенсируют упущенную выгоду от неиспользования направления отечественным авиаперевозчиком «Аэрофлот — российские авиалинии». Согласно различным экспертным оценкам, объем роялти составляет от 200 до $500 млн.

     На прошедшем в январе в Москве заседании рабочей группы ЕС — Россия по авиации вновь был поднят вопрос, касающийся роялти. О каких-либо договоренностях не сообщается, но, как стало известно, вполне возможно, что теперь, в случае отмены компенсационных платежей за пролеты над территорией России, российские авиаперевозчики смогут получить ряд дополнительных коммерческих прав. В частности, за право выполнять рейс из Лондона в Токио через Москву, компания British Airways должна будет допустить на такой же маршрут авиакомпанию, представляющую нашу страну. Такую схему взаимодействия с зарубежными перевозчиками поддержали многие участники рынка.

     Как стало известно из неофициальных источников, вопреки желанию ЕС наша сторона на двусторонней встрече затронула и еще одну наболевшую проблему — выплаты за выбросы отработанных газов воздушными судами неевропейских авиаперевозчиков.

     Как известно, Евросоюз с 1 января 2012 года включил все авиаперевозки в собственную систему торговли квотами на выброс парниковых газов, на основании чего все без исключения авиакомпании, летающие в Европу, должны были покупать газовые квоты. Основными противниками введения этой меры в отношении воздушных компаний, зарегистрированных вне Европы, выступают авиационные власти США, Китая, Индии и России, и ЕС был вынужден перенести распространение этой системы на неевропейские авиакомпании на 1 января 2014 года.

     В октябре 2013-го по инициативе Международной организации гражданской авиации (ICAO) было принято решение рекомендовать Европарламенту отодвинуть срок введения платы за выбросы углекислого газа над территорией Европы с 2014-го на 2020 год. К этому времени специалисты и участники ICAO намерены разработать глобальный рыночный механизм борьбы с выбросами парниковых газов в гражданской авиации.

Иван Коблов

Свежий номер