>  Порожденная кризисом

01.10.2008Порожденная кризисом

  Ситуация вокруг обвальной отмены рейсов авиакомпаний альянса AiRUnion в августе и сентябре, вызванная серьезными финансовыми проблемами этого авиаобъединения и наделавшая немало шума, в конце концов неожиданным образом разрешилась. В начале сентября появилось совместное заявление государственной корпорации «Ростехнологии», правительства Москвы и администрации Красноярского края об их намерении совместно создать авиакомпанию. Ее базой должен стать авиаперевозчик московского правительства «Атлант-Союз», к которому присоединятся члены AiRUnion, а также ряд авиакомпаний: ГТК «Россия» «Саратовские авиалинии», «Владивосток-авиа», «Кавминводы-авиа» и «Оренбургские авиалинии». В новое авиапредприятие войдут их нематериальные и материальные активы, и в первую очередь воздушный парк этих перевозчиков. Контрольный пакет объединения предполагается закрепить за «Ростехнологией», на чей баланс в соответствии с указом президента передаются госактивы указанных авиакомпаний.

Преемник №1

  Создание гигантской государственной авиатранспортной структуры стало своего рода итогом кризиса, приведшего к краху альянса AiRUnion, объединившего компании «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омсквавиа» и «Сибавиатранс». К «Атлант-Союзу» переходят маршрутные сети трех наиболее крупных авиаперевозчиков — «Красноярских авиалиний» и «Домодедовских авиалиний», а также «Самары». Их рейсы, как сообщил мэр Москвы Юрий Лужков, с 30 сентября будут выполняться под позывными и с эмблемой «Атланта». Также к октябрю, согласно решению Росавиации, у всех участников альянса приостанавливается действие лётных сертификатов, которые потом намечено отозвать. Нынешний же приемник AiRUnion в ближайшее время собирается получить и некоторые из его воздушных судов, в связи с чем предстоит перезаключить договоры с рядом лизинговых фирм, а также принять на работу часть персонала разорившегося альянса.

  Уже с 7 сентября все московские рейсы AiRUnion переведены из «Домодедово» в аэропорт «Внуково», контролируемый столичными властями, а в середине сентября стало известно, что создатели новой воздушной компании определились с тем, кто ее возглавит. Сначала этот пост был предложен руководителю Росавиации Евгению Бачурину, но он от него отказался. Тогда выбор пал на председателя совета директоров ОАО «Международный аэропорт «Внуково» Виталия Ванцева. Именно он возглавил оперативный штаб по разрешению кризисной ситуации вокруг AiRUnion. Решено также, что председателем совета директоров создающегося перевозчика станет глава «Ростехнологии» Сергей Чемезов. Ожидается, что официально об этом будет объявлено к ноябрю. В те же сроки, как сообщил губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, на правительственном уровне должно быть принято и решение о формировании крупнейшего в стране государственного авиапредприятия.

  Предусматривается, что у новой компании будет сразу несколько базовых воздушных портов. Ими наверняка станут московский «Внуково», красноярский «Емельяново», а также, возможно, петербургский «Пулково» и один из аэропортов на Дальнем Востоке. Причем, по словам замминистра транспорта Александра Мишарина, для улучшения обслуживания объединенного перевозчика, «Внуково» может получить в управление «Емельяново» либо на основе двух аэропортов будет создана единая управляющая компания. В состав создающейся авиакомпании аэропорты не войдут, поскольку это противоречит проводимой Минтрансом политики по разделению аэропортового и авиатранспортного бизнеса. Передача в управление «Внуково» других региональных аэропортов пока не планируется.

Больше, чем «Аэрофлот»

  В сентябре «Атлант-Союз», как сказано в его официальном заявлении, взял на себя расходы по операционной деятельности разорившегося альянса — заправку авиакеросином, аэронавигационное обеспечение, обслуживание в аэропортах. А с 1 октября члены AiRUnion должны были прекратить существование как авиаперевозчики, однако в качестве юридических лиц эти компании, со всеми имеющимися у них активами и долгами, останутся. Причем банкротить их новые собственники не собираются, и более того, даже обещают расплатиться по накопившимся долгам AiRUnion, включая задолженность по зарплате его сотрудникам. Формально реструктурированную часть долгов готов взять на себя «Атлант-Союз», который намерен привлечь для их покрытия кредитные целевые средства под гарантии госкорпорации «Ростехнологии» и правительства Москвы. (Бюджетные деньги на эти цели, считают эксперты, вряд ли будут выделены.) По предварительным оценкам, объем задолженностей альянса составляет $800 млн.

  Как отмечают отраслевые аналитики, новый государственный авиаперевозчик, не имеющий пока даже названия, может стать ведущим оператором российского рынка воздушного транспорта. Его объемы и основные показатели имеют все предпосылки оказаться настолько внушительными, что компания потеснит на пьедестале «Аэрофлот» — нынешнего отечественного лидера авиаперевозок. В то же время генеральный директор ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» Валерий Окулов уже заявил, что не опасается конкуренции со стороны объединенной авиакомпании.

  В связи с появлением в стране крупного авиатранспортного предприятия эксперты ожидают изменения расстановки сил и в сфере аэропортового обслуживания. По итогам прошлого года услугами «Внуково» воспользовались 7,5 млн пассажиров, по этому показателю он занял третье место в России. В нынешнем году, в связи с ростом пассажиропотока примерно на 20%, а также переводом во Внуковский порт клиентов AiRUnion, его пассажирские объемы, считают специалисты, составят более 9 млн человек. Что почти вдвое меньше, чем у лидера отечественного рынка— «Домодедово». Однако вполне вероятно, что, по мере становления нового перевозчика, существенное развитие вместе с ним получит и «Внуково».

Все не так просто

  Впрочем, в деле создания суперавиакомпании с самого начала далеко не всё выглядело гладко и прозрачно. Как отмечают специалисты, непонятным является само решение строить ее на базе сравнительно небольшого перевозчика «Атлант-Союз». Ведь в новое предприятие, как предполагается, войдет базирующаяся в Петербурге ГТК «Россия», занимающая третье место в стране по объему перевезенных пассажиров. В прошлом году ее услугами воспользовались 3,2 млн путешественников. По этому и по всем остальным показателям основной деятельности «Россия» значительно превосходит всех потенциальных членов будущего альянса. Для сравнения, она имеет парк из 70 магистральных лайнеров, а «Атлант-Союз» — лишь 15 пассажирских воздушных судов, пребывая на девятом месте по числу перевезенных за год пассажиров — 1,67 млн. Многие участники рынка критически относятся и к идее стратегического объединения аэропортов «Внуково» и «Емельяново». Прежде всего их смущает то обстоятельство, что в таком случае выдача слотов для авиакомпаний может начаться в интересах объединенного под эгидой «Атлант-Союза» авиаперевозчика.

  Кроме того, слияние в единую авиакомпанию перевозчиков совершенно разного профиля, считают отраслевые специалисты, само по себе весьма непростое и во многом затратное дело, требующее грамотного управления на всех этапах этого сложного процесса, и во многом потому, что в самостоятельный хозяйственный орган предлагается объединить как магистральных перевозчиков, так и небольшие компании регионального уровня. При этом авиапарк такого альянса будет насчитывать около полутора десятка различных типов воздушных судов, обслуживание которых окажется весьма затруднительным в техническом плане и весьма дорогостоящим. В немалой степени именно сложности с объединением входящих в него компаний послужили причиной краха AiRUnion.

  И возможно, самый важный на сегодня вопрос. В пресс-релизе корпорации «Ростехнологии» указано, что решение о создании нового авиаперевозчика согласовано с правительством России. В то же время вполне очевидно, что таковым его можно будет считать лишь после того, как соответствующее постановление появится в официальном порядке. Пока же такого решения на уровне высшего исполнительного органа власти нет.

Иван Коблов


  PS. Когда номер готовился к печати, стало известно, что Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) продлило свидетельства эксплуатанта авиакомпаний «КрасЭйр» и «Домодедовские авиалинии» до 28 октября. Как говорится в сообщении Росавиации, это «продиктовано необходимостью завершения выполнения программ полетов по летнему расписанию, а также во избежание массовых срывов авиаперевозок и нарушения прав пассажиров». Одновременно с 30 сентября приостановлено действие сертификата эксплуатанта компании «Самара», а с 5 октября сертификат приостановлен у «Омскавиа» и «Сибавиатранса».

Еще статьи из категории Авиатранспорт