>  Нулевые пошлины в поддержку авиаиндустрии

01.02.2009Нулевые пошлины в поддержку авиаиндустрии

  Премьер-министр России Владимир Путин в конце 2008 года подписал постановление об отмене таможенных пошлин на гражданские самолеты с количеством посадочных мест свыше 300. Прежде правительство уже устанавливало временную нулевую ставку ввозных пошлин сроком на девять месяцев на пассажирские самолеты с числом кресел также более 300. Таким образом, отмена пошлин на большие воздушные суда, отмечают эксперты, — это не антикризисная мера, а лишь продление действия аналогичного постановления. Для справки, пошлины и НДС составляют 41,6% от стоимости приобретаемого воздушного судна.

  Указанную пассажировместимость имеют самолеты Airbus 340-500 и Airbus 340-600 (соответственно 313 и 380 кресел в компоновке эконом-класса). Лайнеры Airbus 330-300 и Airbus 340-300 рассчитаны на перевозку 295 пассажиров. В производственной линейке компании Boeing вместимостью свыше 300 мест располагают лайнеры Boeing 767-300 в одноклассной компоновке салона, Boeing 767-400, 747 и 777 всех модификаций, а также новейшие Boeing 787-3. Кроме того, указанной вместимостью располагают снятые с производства «Макдоналд Дугласы» DC-10 и MD-11 с салонами одного класса.

  Единственная авиакомпания, которая в полной мере воспользовалась нулевыми пошлинами, — это «Трансаэро»: с начала прошлого года она приобрела возрастные дальнемагистральные Boeing 747 и 777. И теперь они активно используются на линиях в места массового отдыха, в первую очередь в страны Юго-Восточной Азии. А не так давно ГТК «Россия» заключила контракт на поставку самолетов Boeing 767. Ни у «Сибири», ни у «Аэрофлота» в планах на ближайшее время аналогичных покупок нет.

  Прежде вице-премьер Сергей Иванов заявлял, что правительство собирается обнулить таможенные пошлины на самолеты вместимостью до 50 и от 200 человек. Минтранс же предлагал отменить ввозные пошлины на все самолеты иностранного производства, поставляемые авиаперевозчикам на условиях лизинга, но при наличии договора с Объединенной авиастроительной корпорацией на поставку аналогичных воздушных судов российского производства. Единственный российский самолет нового поколения, вмещающий более 300 пассажиров, — Ил-96, но он не пользовался особой популярностью у отечественных перевозчиков, даже когда действовали пошлины.

  В условиях кризиса, отмечают участники рынка, авиакомпаниям предпочтительнее была бы отмена пошлин на самолеты с самой популярной вместимостью — до 300 кресел. Однако ожидать этого, по мнению экспертов, не следует, так как ликвидация пошлин в этом секторе сделает российский авиапром полностью неконкурентоспособным, поскольку тут же окажутся «похоронены» сразу три проекта — модернизированный Ту-204, проектируемый МС-21 и проходящий испытания Sukhoi SuperJet.

  Тем не менее в кризисное время правительство РФ предусмотрело 6-месячную отсрочку уплаты таможенных пошлин за иностранную авиатехнику и комплектующие. Такая мера, считают в авиакомпаниях, позволит им сохранить оборотные средства для текущей деятельности. Как стало известно, большинство авиакомпаний этой поблажкой воспользуются, и в первую очередь ведущие перевозчики страны — «Аэрофлот», S7 Airlines («Сибирь»), «Трансаэро», «ЮТэйр», летающие преимущественно на иномарках: «Сибирь» в конце 2008-го вывела из парка оставшиеся 27 самолетов Ту-154 и шесть Ил-86; «Аэрофлот» еще два года назад избавился от Ту-134 и продолжает плановое списание Ту-154М; «Трансаэро» имеет в парке только один Ту-204, остальные авиамашины — Boeing.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт