Главная

18.08.2016Новый пассажирский самолет XXI века

Новый пассажирский самолет XXI века

В начале лета на Иркутском авиационном заводе корпорации «Иркут» прошла торжественная церемония представления (выкатка) новейшего пассажирского лайнера МС-21. В ней приняли участие председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, его заместители и профильные министры. Как отметил в своем выступлении глава правительства, российский МС-21 является одним из самых современных в мире авиалайнеров, пассажирским самолетом XXI века. Он выразил уверенность в том, что этот самолет станет гордостью гражданской авиации России и пассажиры будут с удовольствием летать на нем.

Российский МС-21 и его возможности

МС-21 («Магистральный самолет XXI века») — российский проект ближне- и среднемагистрального пассажирского самолета. Это семейство авиалайнеров нового поколения вместимостью от 150 до 211 пассажиров, включающее в себя новейшие разработки в области самолето- и двигателестроения, бортового оборудования и систем. От новейшего отечественного самолета Sukhoi Super Jet-100 (SSJ-100) он отличается в первую очередь увеличенной дальностью полета и большим количеством посадочных мест (в SSJ-100 может поместиться максимум 108 пассажирских кресел). Уникальность этого воздушного судна состоит также в большом количестве новых технологических решений и широком применении композиционных материалов, доля которых составляет 30–40%.

Главным исполнителем по разработке семейства пассажирских самолетов МС-21 выступает корпорация «Иркут», она же ведет производство первых лайнеров МС-21-300. Первый полет новейшего лайнера запланирован на декабрь 2016 года, а запуск серийного производства — на 2017 год. Лайнер МС-21 создан на основе разработанного в 1993 году Як-252, который, в свою очередь, является модернизированной версией известного Як-42. Его создатели заявляют, что новое воздушное судно призвано заменить устаревшие Ту-154 и Ту-204.

Новый лайнер на международном рынке

МС-21 планируется сделать полноценным конкурентом двух гигантов авиастроительной индустрии: Boeing и Airbus, и в первую очередь лайнерам Boeing 737 и Airbus 320. Как считают эксперты, российский аналог имеет ряд определенных преимуществ: более широкий фюзеляж, благодаря чему пассажирский отсек лайнера на 11 см шире, чем у А320, что приятно порадует пассажиров, отправляющихся на дальние расстояния; корпус лайнера изготавливают и собирают в России; основное крыло МС-21 производится из композиционного материала на основе углеродного волокна, что позволяет значительно снизить его стоимость. За счет различных новаций цена российского лайнера на 15–20% ниже, чем у конкурентов.

Еще один важный момент: для успешного продвижения своей продукции предприятию «Иркут» необходимо наладить систему клиентской поддержки и обеспечить высокий темп производства. Что касается поддержки клиентов, то уже в середине июля премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление правительства о создании сети круглосуточных сервисных центров по обслуживанию SSJ100 и МС-21. «Без такой сети самолетостроение нормально развиваться не может, у рынка авиатехники есть свои правила, и наличие хорошего сервиса — это первейшая необходимость», — сказал премьер-министр.

Корпорация «Иркут» к 2018 году соберет первые четыре МС-21; к 2023 году планируется выпускать уже около 70 самолетов в год. В то же время выполнение планов зависит и от иностранных поставщиков — доля их компонентов в новом воздушном судне 30–40%.

«Аэрофлот» и лизинговые компании — первые заказчики МС-21

Первый серийный МС-21 в конце 2018 года получит крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот». Она станет первым коммерческим эксплуатантом воздушных судов этого типа. Планируется, что в парке авиакомпании будут летать 50 МС-21. Профинансирует поставку лизинговая компания «Авиакапитал-сервис». Сначала предполагалось, что компания начнет получать лайнеры в 2017 году. В самолетах для «Аэрофлота» будет 175 мест, в том числе 16 кресел бизнес-класса и 159 кресел экономкласса. В этой компоновке у МС-21 будет всего лишь на 8 пассажиров меньше, чем у более вместительного A321.

В настоящее время портфель заказов на МС-21 составляет 285 самолетов: на 175 самолетов заключены твердые контракты; на 110 воздушных судов достигнуты предварительные договоренности и подписаны рамочные соглашения. Кроме «Аэрофлота», крупными заказчиками выступают лизингодатели «ВЭБ-лизинг» (30 самолетов) и ОАО «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) (50 самолетов).

Интерес к лайнеру проявляют в Индонезии, Саудовской Аравии, Танзании, Иране и еще ряде стран. Однако пока нет ни одного твердого контракта на поставку МС-21 за рубеж. Подписано предварительное соглашение о поставке 10 самолетов с египетской Cairo Aviation. Как сообщил директор лизинговой компании ИФК Александр Рубцов, на начало 2017 года намечено подписание твердого контракта на поставку 10 самолетов азербайджанскому национальному перевозчику Azal.

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), в свою очередь, рассчитывает на продажи новых пассажирских самолетов МС-21 в Индии, Китае, странах Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, которые традиционно эксплуатируют советскую, а теперь и российскую летную технику. Кроме того, по словам главы ОАК Юрия Слюсаря, корпорация рассматривает в качестве цели и такие трудные рынки, как Европа и Северная Америка.

Другие российские авиаперевозчики

…тоже интересуются создающимся лайнером. Например, компания «Нордавиа» готова начать эксплуатировать самолеты МС-21 через пять лет, поскольку собирается менять свой устаревший самолетный парк. Развиваться дальше перевозчик предполагает в лоукост-сегменте. И несмотря на то что в настоящее время МС-21 создается в основном для сетевых перевозчиков, «Нордавиа» намерена, совместно с корпорацией «Иркут», адаптировать это воздушное судно и под низкобюджетные программы.

Взять в лизинг несколько самолетов МС-21 собирается и иркутская чартерная авиакомпания «Ангара». Хотя, как сообщили в ее руководстве, еще не до конца известны коммерческие и финансовые характеристики этого судна. Поэтому, считают топ-менеджеры компании, придется подождать, пока самолет выйдет в серию. Именно на этой стадии многие эксплуатанты летной техники примут решение о возможном приобретении новейшего МС-21.

После начала серийного производства этого пассажирского лайнера Управление делами Президента РФ тоже рассмотрит возможность его приобретения.

Иван Коблов

Свежий номер