>  Конец «бумаге»

01.09.2008Конец «бумаге»

  С 1 июня нынешнего года все авиакомпании, входящие в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA), перешли на использование электронного оформления перевозки — e-ticket. Согласно правилам ассоциации, в первый день прошедшего лета на направлениях, где действуют электронные авиабилеты, началось их оформление по умолчанию

  В России после признания e-ticket на законодательном уровне «Аэрофлот» и «Трансаэро» запустили свои электронные билеты в марте 2007 года, а в апреле к ним присоединилась S7 Airlines. И теперь, спустя всего полтора года, новая технология продажи воздушной перевозки уверенно входит в жизнь, становясь понятной и доступной не только авиакомпаниям и их агентам, но и обычным путешественникам. Так, по оценке специалистов, в результате перехода на электронную продажу воздушные компании, за счет сокращения расходов на изготовление бланков и снижения затрат на их оформление, экономят порядка $10 на каждом билете.

  Сегодня электронный билет стал вполне ощутимой реалией, причем как на рейсах крупнейших отечественных перевозчиков, так и для многих других представителей авиатранспортного рынка. На своих сайтах и в собственной сети продаж авиакомпании предлагают, в первую очередь, именно электронные билеты на все направления, где это возможно. Впрочем, их клиенты могут попросить выписать и бумажный билет. Пока такая услуга является доступной и бесплатной, но ожидается, что в самое ближайшее время за нее придется доплатить около €10.

  Необходимо отметить, что бумажные билеты, вопреки многим громким заявлениям начала прошедшего сезона, вовсе не канули в лету. Авиакомпании, в том числе и входящие в состав IATA, по-прежнему имеют право использовать собственные бумажные бланки для реализации перевозки, и все аэропорты продолжают пользоваться оборудованием, необходимым для обработки традиционных билетов.

  В конце июля Росавиация направила в российские аэропорты телеграмму, согласно которой до 1 октября текущего года они должны быть оснащены оборудованием, позволяющим осуществлять регистрацию пассажиров с электронными билетами. Причем те порты, которые не выполнят распоряжение, рискуют потерять сертификаты на данный вид деятельности.

  Прежде и агенты авиакомпаний, занятые реализацией перевозки, не очень охотно интересовались новейшей технологией продаж. Многих из них, как обычно в подобных случаях, пугала неизвестность. Авиакомпаниям иной раз приходилось стимулировать их переход на электронные документы. К примеру, S7 Airlines запретила агентам продажу групповых перевозок на бумажных бланках, если доступна электронная альтернатива. Впрочем, теперь наблюдается диаметрально противоположная картина — агентства и турфирмы все активнее и настойчивее осваивают продажу авиаперевозки в электронном формате. Таким образом, отмечают эксперты, конец «бумаги» неумолимо приближается. Авиакомпании и их агенты, оценивая две технологии, неизменно делают выбор в пользу электронной. Пройдет всего лишь несколько лет, и привычный многим поколениям пассажиров бумажный билет станет музейным экспонатом.

  В то же время было бы несправедливо говорить, что этот переход проходит просто и безболезненно. Однако, похоже, главные сложности здесь остались позади. По крайней мере, так считают в агентствах. Вот мнения представителей некоторых из них.




  Алексей Проклов,
  президент компании «Транстур Тревел»:

  — Наше страстное желание — скорее и полностью перейти на электронную выписку авиаперевозки. Параллельное существование электронных и бумажных билетов существенно усложняет работу агентов авиакомпаний. Особенно много хлопот доставляет остающаяся бумажная часть, для обработки которой приходится держать дополнительный персонал. Все это не позволяет удешевить процесс билетной обработки. Другие существующие сложности, связанные с переходом авиакомпаний на электронные билеты, на мой взгляд, не слишком существенны. Конечно, были и остаются отдельные проблемы, не обходится и без ошибок в работе, но все они носят единичный, а не системный характер и потому решаются в рабочем порядке. Можно назвать, к примеру, вопрос с возвратом денег за сданные билеты. Отдельные перевозчики проводят эту операцию довольно быстро, за два-три дня, а другие затягивают процедуру на месяц и даже более. Много хлопот доставляют и неправильно внесенные оператором данные. Кстати, отмечу, очень многое теперь зависит как раз от профессионального уровня сотрудников, поскольку им приходится осваивать новые технологии работы. Для повышения их квалификации мы проводим дополнительное обучение. Но в любом случае, стоит подчеркнуть — переход на электронную продажу авиаперевозки принес больше преимуществ, чем проблем.




  Борис Самарянов,
  генеральный директор компании STAR Travel:

  — Переход на электронные авиабилеты, с моей точки зрения, не принес существенных проблем. Скорее, можно говорить о ряде временных трудностей, требующих некоторых доработок. К примеру, у авиакомпаний появилась дополнительная забота, связанная с необходимостью приведения всех существующих наработок в соответствие с новыми условиями — в частности, необходимостью перезаключения интерлайн-соглашений. Для туристических агентств самым большим вызовом стала прямая конкуренция с авиакомпаниями. Чтобы сохранить бизнес, им необходимо вводить функциональную систему online-бронирования, обеспечивающую клиентам удобную возможность широкого выбора тарифов различных авиаперевозчиков мира и подбор стыковочных рейсов, а также улучшать качество сервиса и расширять линейку дополнительных услуг, таких как страховка, заказ трансфера, обеспечение проживания и некоторых других. В результате внедрение электронных билетов становится предпосылкой активного развития бизнеса российских туркомпаний и туриндустрии в целом. Кроме того, новые электронные системы предполагают активное использование Интернета, а внедрение практики электронных билетов может оказать чрезвычайно позитивное влияние на развитие в России электронных платежных систем и приведение их к общепринятым мировым стандартам.




  Константин Николаев,
  исполнительный директор компании «Аэроклуб»:

  — Положительные стороны электронного билета, уверен, уже все успели оценить по достоинству. Что же касается недостатков, то их оказалось не так много. Так, разные авиакомпании требуют доустановить некоторые программные продукты или заключить дополнительные договоры, в частности с BSP, для доступа к их сайту. Впрочем, всё это вполне решаемо. Большие сложности, на мой взгляд, связаны с остающимся недоверием клиентов и отдельных турагентств к электронным билетам. Примерно 25% наших клиентов по-прежнему убеждены, что бумажные бланки надежнее. Доходит до курьезов, некоторые из них отдают предпочтение тем направлениям, где еще действуют традиционные билеты, к примеру, выбирают Анапу вместо Сочи. Другой важный момент: e-ticket практически решил вопрос с доставкой. Но опять же, бухгалтерские документы по-прежнему приходится отправлять с курьерами, хотя это требуется и несрочно, как было раньше с бумажными билетами. Впрочем, наверняка и у нас в скором времени станет, как на Западе: счета с электронной подписью начнут поступать к заказчикам по Интернету.

Подготовил Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт