Главная

03.08.2005Когда аэропортов будет меньше...

Через несколько лет международных аэропортов в России станет значительно меньше. Об этом после июльского заседания кабинета министров сообщил министр транспорта РФ Игорь Левитин. По его словам, в стране сейчас более 70 международных аэропортов, и это слишком много, «нам такое количество не нужно»

Минтранс заранее оговаривает число хабов-счастливчиков, которые получат право отправлять воздушные суда в зарубежные вояжи. Да и ситуация вокруг них складывается довольно странная. Получается, что два из трех давно и достаточно успешно работающих южных аэропортов страны — Ростова, Сочи и Краснодара — лишатся заветного статуса

По общепринятым нормам, заявил министр, международные аэропорты должны располагаться на расстоянии 500 км друг от друга. Сейчас они распределены неравномерно. Минтранс уже подготовил проект реорганизации аэропортовой структуры, который предусматривает создание 8–10 хабов (стыковочных авиаузлов) и порядка 20 крупных внутрироссийских аэропортов. Через хабы будут осуществляться основные авиаперевозки за рубеж, включая транзитные, а внутрироссийские порты свяжут населенные пункты страны с этими узловыми центрами.

Новые центры воздушных сообщений, как предварительно планируют чиновники, будут созданы на базе аэропортов Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Красноярска, Самары, одного из городов Дальнего Востока, на юге — в одном из трех аэропортов: краснодарском, ростовском или сочинском. Естественно, в этот список войдут и три ведущие воздушные гавани Московского авиационного узла — «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково».

Среди причин сокращения международных воздушных портов называлась дороговизна обеспечения безопасности и таможенного контроля на предприятиях с малым пассажиропотоком. Инициатива Росавиации объясняется еще и тем, что многие небольшие аэропорты либо совсем не выполняют международные рейсы, либо делают это только в разгар туристического сезона. В остальное же время некоторые службы (таможенная, пограничная и т.д.) простаивают, и государству накладно их содержать.

Уже появилась первая «жертва». Председатель правительства России Михаил Фрадков 7 июля подписал распоряжение о закрытии для международных полетов аэропорта «Радужный», расположенного в Ханты-Мансийском автономном округе. Инициатором этого опять же выступил Минтранс.

Столпотворение в аэровокзалах
В середине нынешнего лета, когда Минтранс обнародовал свои намерения по развитию аэропортовой базы, число пассажиров в крупнейших аэропортах России в очередной раз приблизилось к предельно возможному.

Причина перегруженности главных воздушных портов объясняется просто. Подавляющее большинство рейсов в дальнее зарубежье по-прежнему выполняется именно через Москву. Объем же чартеров, которые вылетают из регионов по основным туристическим направлениям, крайне мал: их доля, по оценкам экспертов, составляет не более трети рынка зарубежных авиаперевозок. Но даже эти немногие региональные чартеры отчасти разгружают столичный авиаузел. Сокращение же числа международных аэропортов может привести к тому, что нагрузка на московские будет возрастать катастрофическими темпами.

Казалось бы, чтобы справиться с проблемой перегруженности ведущих воздушных ворот России, достаточно начать развивать аэропорты в регионах, привлекая к этому процессу туроператоров и авиакомпании. Несомненно, местным жителям гораздо удобнее лететь на отдых из родного города, а не добираться за рубеж через Москву или другие транзитные пункты. И к тому же практически все из 72 ныне действующих региональных аэропортов, имеющих международный статус, готовы к зарубежным полетам. Однако, как видим, эта идея не нашла поддержки в Минтрансе.

Выдвинутое взамен нее предложение высоких транспортных чиновников стало для руководителей региональных аэропортов полной неожиданностью. По сути, это возвращение лет на пятнадцать назад — примерно таково их общее мнение. В советское время вся страна летала только через Москву, но тогда и число выезжающих за границу было несравнимо меньше. Сейчас же снижение количества международных аэропортов создаст немалые трудности, в первую очередь именно для пассажиров. Да и само лишение аэропорта международного статуса заметно ударит по престижу региона и его экономике.

Что еще важно, работа аэропортов, на базе которых собираются создавать узловые центры и которые уже сейчас действуют как некоторое подобие хабов, далека от идеальной. Зачастую для транзитных пассажиров сама пересадка может занять не менее суток. И какие усилия и средства предстоит затратить, чтобы между стыковочными рейсами было не более 2–3 часов, как это принято, вряд ли кто-то сможет сказать.

Турбизнесу остается ждать
Чем новая инициатива Минтранса может обернуться для турбизнеса, сейчас также остается только гадать. Как поспешил заявить и.о. руководителя Росавиации Александр Юрчик, «насильно отбирать у аэропорта статус никто не будет, особенно если он работает эффективно». Поэтому, как считают некоторые эксперты, «немеждународными» авиационные власти сделают лишь те аэропорты, из которых зарубежные чартеры летают крайне редко. В таком случае, планируемые изменения никоим образом не повлияют на состояние отечественного туристического рынка.

Настораживает другое. Минтранс заранее оговаривает число хабов-счастливчиков, которые получат право отправлять воздушные суда в зарубежные вояжи. Да и ситуация вокруг них складывается довольно странная. Получается, что два из трех давно и достаточно успешно работающих южных аэропортов страны — Ростова, Сочи и Краснодара — лишатся заветного статуса. Объясняется это все теми же нормами в 500 км между международными портами. В то же время три московских гиганта остаются неприкосновенными. И с другой стороны, разве достаточно, к примеру, на весь Дальний Восток или Западную Сибирь одного аэропорта, имеющего связь с заграницей?

Иван Коблов
Свежий номер