Главная

01.02.2012Как попасть в IATA

Как попасть в IATA

  В июле нынешнего года исполнится пять лет с того дня, когда московский офис Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA — International Air Transport Association) начал рассматривать заявления агентств из России на право получения статуса аккредитованного агента IATA. Он позволяет, в частности, осуществлять продажу воздушной перевозки через систему взаиморасчетов BSP (Billing & Settlement Plan). В настоящее время в ней участвуют уже более 100 отечественных авиакомпаний и более 500 агентств из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Казани, Нижнего Новгорода, Уфы, Южно-Сахалинска и ряда других городов страны. Интерес к BSP среди российских турфирм и компаний по продаже авиабилетов по-прежнему высок. О том, как стать аккредитованным агентом Международной ассоциации воздушного транспорта и какие преимущества это дает, мы попросили рассказать регионального директора IATA в России и странах СНГ Дмитрия Шамраева

  — Дмитрий Константинович, как российское турагентство может стать полноправным участником продаж воздушных перевозок через IATA BSP?

  — Система взаиморасчетов BSP создана с целью упрощения процесса оформления авиабилетов, подготовки отчетов о продаже и проведения взаимных расчетов за оказанные услуги между агентами и авиакомпаниями. Программой охвачены более 180 стран мира. Для участия в ней агент должен быть непосредственно аккредитован в Международной ассоциации воздушного транспорта, знать основные нормативные документы и инструкции по работе в BSP, а его персоналу, ответственному за взаиморасчеты, необходимо пройти специальное обучение. Кроме того, совместно с используемой турфирмой дистрибутивной системой должна быть осуществлена техническая подготовка автоматизированной выписки авиабилетов. При положительном решении всех этих вопросов агентство получает пароль для работы в программе BSP, после чего может приступить к бронированию и продаже перевозок на рейсы тех авиакомпаний, с которыми у него заключены агентские соглашения.

  — Какие требования предъявляет IATA к турагентам, желающим получить статус аккредитованного агента?

  — На сегодняшний день в России работают 526 агентов IATA. Получить аккредитацию может любое юридическое или физическое лицо, имеющее соответствующую государственную регистрацию. При этом следует выполнить ряд требований, о которых подробно рассказано на нашем сайте www.iata.org/russia. Коротко стоит отметить следующие основные моменты. Заявление к рассмотрению принимается при условии, что точка продажи авиаперевозок уже открыта, функционирует и оснащена всем необходимым для этого оборудованием. Заявитель представляет отчет, подтверждающий его удовлетворительное финансовое положение и платежеспособность. Также необходимо иметь банковскую гарантию: она напрямую зависит от объемов продаж агента, но в любом случае не может быть ниже $50 тысяч. В штате агентства должен числиться хотя бы один сотрудник, обладающий соответствующей квалификацией для бронирования и тарификации международных авиаперевозок, оформления электронных документов и работы в BSP. Что касается самого офиса продажи, то он должен иметь регулярные часы работы и легко узнаваться как туристическое агентство. Его помещение при этом должно соответствовать определенным критериям безопасности. Наконец, агентство оплачивает все виды необходимых взносов: за поданное заявление, вступительный взнос и ежегодный сбор.

  — Какие документы потребуется предоставить заявителям?

  — Полный перечень также есть на нашем сайте. В первую очередь, это анкета-заявление; список персонала; сертификаты сотрудников, подтверждающие их квалификацию; нотариально заверенные копии регистрационных свидетельств и устава; выписки из ЕГРЮЛ и реестра акционеров; документы аудиторской проверки и бухгалтерский баланс; фотографии офиса — снаружи здания и внутри; уже упомянутая банковская гарантия.

  — Как проводится подготовка и повышение квалификации персонала и топ-менеджмента аккредитованных агентств? Какие формы обучения, программы и учебные заведения бывают при этом задействованы?

  — При аккредитации мы принимаем дипломы различных тренинговых центров. В IATA существует и собственная сеть авторизованных центров обучения. Мы располагаем широким набором различных курсов, которые можно пройти заочно или в одном из авторизованных центров на русском или английском языке. Они доступны не только для сотрудников турагентств, но и для всех желающих. После успешной сдачи экзаменов выдается диплом международного образца. Среди наиболее востребованных можно выделить следующие курсы: IATA GDS Fares & Ticketing Course — «Углубленный курс по расчету тарифов и оформлению авиабилетов с использованием глобальной распределительной системы»; IATA Foundation Course — «Базовый курс по путешествиям и туризму»; IATA Consultant Course — «Курс подготовки специалистов по путешествиям и туризму»; IATA Managing the Travel Business Course — «Курс подготовки менеджеров агентств». Популярностью пользуются и учебные программы, подготовленные IATA совместно с университетами Гарварда, Стэнфорда, Женевы и Наньянга.

  — Зачем турфирмам, не имеющим аккредитацию IATA, требуется так называемый цифровой идентификатор и что он собой представляет?

  — Цифровой идентификатор TIDS — вариант аккредитации IATA для агентств, не занимающихся выпиской авиабилетов. Это единственный способ идентифицировать себя как турагента. С помощью уникального кода отели, круизные компании, компании по бронированию автомобилей и другие представители туриндустрии смогут распознать агента и его принадлежность к отрасли, а сотрудники агентства смогут приобретать IATA ID Card. Получить код TIDS несложно — для этого необходимо отправить заполненную анкету, доказать свою принадлежность к индустрии гостеприимства и оплатить вступительный взнос.

  — Поясните, что такое удостоверение работника турагентства, предоставляемое IATA?

  — Если опять же коротко, то удостоверение работника турагентства, или IATA ID Card, — это единственный принимаемый во всем мире документ, подтверждающий профессиональную принадлежность наших коллег. Получить ID Card может любой сотрудник аккредитованного при IATA агентства или агентства, имеющего аккредитацию TIDS. Владельцам ID Card предоставляется возможность приобретения различных туруслуг по всему миру со скидкой.

  — Что вы можете рассказать об объявленной IATA программе «Упрощение бизнеса»?

  — Программа по упрощению бизнеса — Simplifying the Business — разработана для авиакомпаний и аэропортов и направлена на снижение затрат при осуществлении воздушных перевозок, упрощение прохождения пассажирами аэропортовых формальностей, самообслуживания в аэропортах и других функций. Она позволяет экономить ежегодно в целом по отрасли до $18 млрд. Основными и наиболее известными проектами программы являются переход на электронный билет, электронное оформление грузов, использование киосков саморегистрации в аэропортах, самостоятельная регистрация с помощью мобильных телефонов, автоматизированная программа розыска багажа и некоторые другие.

Беседовал Игорь Горностаев

Свежий номер