>  «Ист Лайн» — Росимущество: 2-0

09.09.2005«Ист Лайн» — Росимущество: 2-0

«Ист Лайн» — Росимущество: 2-0

То, что у группы компаний могут отобрать аэропорт «Домодедово», ее основной актив, много говорилось в начале этого года. О конфликте «Ист Лайна» с Росимуществом, приведшим к судебному разбирательству, писала и наша газета (TTG №3, 2005). Тогда, в марте, казалось, что ситуация уже движется к непростому, но все же разрешению. Однако летом госчиновники вновь продолжили борьбу за национализацию воздушной гавани. Итог дальнейших судебных разбирательств во многом закономерен: крупнейший в стране аэропорт пока останется в ведении управляющей им компании

Нынешний год для группы «Ист Лайн» складывается во многом как лучший в ее истории. Если бы, конечно, не череда судебных тяжб. В феврале «Домодедово» обогнало «Шереметьево» по количеству перевезенных пассажиров и стало крупнейшим аэропортом в стране. И тогда же, в середине февраля Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил иск Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (Росимущество), признав недействительным договор аренды, на основании которого «Ист Лайн» управляет сейчас аэропортом.

Двойная победа
«Домодедово» управляется структурами группы с 1996 года. Первые же серьезные претензии к ней возникли у государства два года назад. Тогда ГУП «Администрация аэропорта «Домодедово», собственник аэродромного имущества, не подлежащего приватизации, обратилось в суд с иском о признании недействительным договора аренды с истлайновским ЗАО «Международный аэропорт «Домодедово». Сомнению подвергались условия договора: большой срок аренды (49 лет) и низкие арендные ставки. В феврале уже нынешнего года суд удовлетворил соответствующий иск, подготовленный Росимуществом, и договор был расторгнут. Стороны разошлись вроде бы мирно, объявив, что собираются согласовать новые ставки арендных платежей. При этом в Росимуществе не раз подчеркивали, что отбирать бизнес у «Ист Лайна» не собираются.

Новый договор не подписан до сих пор. Более того, уже в мае Росимущество вновь обратилось в суд. На этот раз чиновники потребовали признать недействительной покупку «Ист Лайном» у ныне реорганизованного ГУП «Домодедовское производственное объединение гражданской авиации» пассажирского терминала. Всего по этой сделке были поданы одновременно два иска, но с разной формулировкой претензий. В первом заявители требовали признать ничтожность сделок с ГУПом, во втором — вернуть имущество в госсобственность.

Однако первая попытка Росимущества отсудить пассажирский терминал у «Ист Лайна» оказалась неудачной: арбитраж Московской области 28 июля отказал агентству в удовлетворении иска. Судья признал действия сторон при проведении сделки законными, но отметил, что федеральные власти «не контролировали ситуацию», поэтому ответственность во многом лежит на представителях государства.

Однако на этом тяжба не закончилась. Второй иск — о возврате терминала в госсобственность — арбитражный суд рассматривал в середине августа. И по результатам слушаний, приостановил его дальнейшее рассмотрение до вступления в силу июльского решения. Если в этот срок апелляционная инстанция не обжалует вынесенный вердикт, то оно приобретет законную силу, а значит, и второй иск не будет иметь судебной перспективы.

Компромиссы на активах
Как считают эксперты, не исключено, что на нынешней фазе противостояния стороны будут договариваться уже вне суда. К тому же с начала года они уже ведут вялотекущие переговоры о мировом соглашении, что подтверждают и в «Ист Лайне», и в Росимуществе, но подробности сообщать отказываются. Известно лишь, что госчиновники вынуждены признать особый вклад своих оппонентов в создание ныне ведущего аэропорта страны. (По данным «Ист Лайна», компания вложила в «Домодедово» $500 млн, причем более $300 млн — в реконструкцию терминала.) Поэтому, считают эксперты, группа имеет все шансы отстоять позицию.

Окончательное решение, по мнению экспертов, будет теперь во многом зависеть от неформальных переговоров. И представители государства не упустят шанса вынудить «Ист Лайн» пойти на определенные компромиссы, которые лежат уже вне тяжбы за аэропортовую собственность. К тому же определенный задел на этот счет сейчас имеется. В настоящее время Росимущество также в судебном порядке оспаривает вывод активов из авиакомпании «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ) в оффшоры. В арбитражный суд Москвы поданы 15 исков, связанных с этим делом.

Сделки, после которых авиаперевозчик лишился 21 самолета (включая новый Ил-96) из 24 имевшихся, 57 двигателей к ним, а также административного здания, прошли в 2002–2003 годах. При этом, потеряв большую часть парка, он тут же арендовал 17 своих же воздушных судов у их новых владельцев.

Поскольку Росимущество активизировало усилия по возвращению утраченных активов авиакомпании, контрольный пакет которой принадлежит государству, прослеживается явная заинтересованность в повышении стоимости ее госпакета. Что может быть необходимо для последующей продажи акций «Домодедовских». Но скорее всего, как полагают эксперты, государство планирует получить более внушительную часть акций в новой авиакомпании, которая создается на базе альянса AiRUnion.

Так что, считает ряд аналитиков, если «Ист Лайн» «поможет» вернуть канувшее в оффшорах лётное имущество, то и все претензии к его правам на аэропорт останутся в прошлом. Если же группа займет принципиальную позицию, то не стоит исключать, что тяжба с представителями государства выйдет на новый виток. И как это все отразится на деятельности крупнейшего воздушного порта страны, остается только гадать.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт