>  Интернет им в помощь

02.09.2005Интернет им в помощь

В августе сразу две авиакомпании ввели систему интернет-продажи, а главное — оплату билетов
на свои рейсы в режиме on-line. Некоторые эксперты оценивают эти нововведения как
начало повсеместной компьютеризации продаж авиаперевозок в России

British Airways и «Трансаэро» начинают электронную торговлю
Система продаж билетов через Интернет уже давно действует на подавляющем большинстве маршрутов British Airways. На направлении Лондон — Москва она была введена еще четыре года назад. Чтобы забронировать перевозку британской компании, достаточно зайти на сайт www.ba.com и выбрать нужный маршрут. Однако до сих пор в Москве невозможно было произвести он-лайн-оплату. Поэтому раньше пассажиры могли лишь бронировать билеты, которые все равно приходилось самим выкупать в офисах компании или у ее агентов. Теперь же билет British Airways в России можно получить в аэропорту в день отлета, заранее оплатив заказ любой картой, кроме Visa Electron и Cirrius Maestro.

Аналогичная система продаж появилась и на сайте «Трансаэро» www.fly-un.com. Забронированные билеты авиакомпании отныне можно моментально оплатить кредитной картой. Единственное условие — владельцем карты должен быть один из пассажиров. Максимальное количество пассажиров в одном заказе — шесть. В «Трансаэро» считают, что уже через год каждый 20-й билет на ее регулярные рейсы будет покупаться через Интернет. В том числе и потому, что на электронный билет полагается 5%-ная скидка от обычного тарифа, а участники программы «Трансаэро Привилегия» получают за него дополнительно 20 бонусных баллов. Однако если турист захочет отказаться от уже заказанного и оплаченного электронного билета, то с него в дополнение к штрафам за аннуляцию удержат $10.

Билетные безбилетные технологии
Первой в нашей стране интернет-продажу авиабилетов в октябре прошлого года внедрила «Сибирь». «Трансаэро» стала второй российской авиакомпанией, предложившей эту услугу. Начало электронной продажи, по заявлению директора по сервису компании «Трансаэро» Петра Брыткова, рассматривается как первый практический шаг по внедрению полноценной системы е-тикетинга. Его предполагается ввести через два года. Конечно, если отечественное законодательство к тому времени претерпит определенные изменения.

Проблема состоит в том, что перейти на полностью безбилетную технологию, которую используют зарубежные авиакомпании, российские перевозчики пока не могут. Сложности заключаются не в технических, а в правовых ограничениях: действующее законодательство предусматривает использование для бухгалтерского учета только бумажных билетов. Минтранс еще не разработал рекомендации по применению новых билетов, а Минфин — способ документировать их налогообложение. Именно поэтому «Трансаэро», как и «Сибирь», не смогла полностью отказаться от традиционной

бумажной выписки. Пассажир по своему выбору может получить билет либо в аэропорту перед вылетом, либо заранее — в местном представительстве компании.
Но в любом случае в конце 2007 года должна вступить в силу рекомендация Международной организации гражданской авиации (ИКАО) о повсеместном внедрении электронного билета. И вероятность того, что наше законодательство будет готово к тому времени, достаточно велика. Поэтому для турбизнеса все более актуальным становится вопрос: как электронная торговля авиаперевозкой отразится на агентском бизнесе?

Есть ли повод для волнений?
Сейчас отношение к е-ticket у профессионалов самое благодушное. Особенно у тех, кто «сидит» на билетах отечественных перевозчиков. Никакой угрозы того, что клиенты перестанут ходить в агентства, а начнут в массовом порядке выкупать перевозку самостоятельно, напрямую через Интернет, считают они, нет. В качестве аргументов приводятся следующие общеизвестные факты: низкая компьютеризация населения России, отсутствие достаточного числа «продвинутых пользователей», кредитные карточки — тоже пока еще не имеют массового применения в нашей стране, да и к намеченному ИКАО сроку вряд ли основное число отечественных авиакомпаний полностью перейдет на электронный билет.

Скорее всего, так и будет. Однако к концу этого года обещает открыть интернет-продажу «Аэрофлот», есть подобные планы у «КрасЭйр» и возглавляемого им альянса, а также у «Пулково» и «ЮТэйр». В общем-то именно эти компании контролируют около 70% рынка отечественных авиаперевозок, из них примерно 90% составляют зарубежные маршруты. Что же касается «малоопытных пользователей», то, как показывают исследования потребительского рынка, в настоящее время именно те из них, кто «на ты» с компьютером, и составляют основную клиентскую базу ведущих авиакомпаний. К тому же сайты со временем будут развиваться и дальше, в том числе и в сторону их функционального упрощения. Это обещает, к примеру, «Трансаэро», пассажиры которой в самом ближайшем будущем получат возможность выбирать конкретное место в салонах авиалайнеров. Интернет, таким образом, становится все более и более доступен для авиапутешественников.

Кстати, сами компании, в погоне за сокращением издержек, ставшей особо актуальной в период роста цен на авиатопливо, очень внимательно следят за развитием компьютерных технологий. Первым «звонком», возвестившим о намерении перевозчиков ограничить объем сотрудничества с «посредниками-продавцами», стало введение так называемой нулевой комиссии.

Известно, что на сегодняшний день очень многие пассажиры, даже в наиболее благополучных в компьютерном отношении США, по-прежнему предпочитают обращаться в «старое доброе» агентство, хотя и число электронных продаж неуклонно растет. Но если в Соединенных Штатах и Европе агенты еще не отходят от своего насиженного бизнеса, то о чем могут тревожиться наши профессионалы?

Игорь Горностаев
Свежий номер