>  Ил-96-300 пока остается на земле

05.09.2005Ил-96-300 пока остается на земле

Ил-96-300 пока остается на земле

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Александр Нерадько к началу учебного года преподнес сюрприз возвращающимся домой после каникул детям, а главное, их родителям. Согласно его указанию, с 22 августа российскими авиакомпаниями была приостановлена эксплуатация самолета Ил-96-300. Меры, как пояснил г-н Нерадько, были предприняты «в связи с выявлением фактов конструктивно-производственных недостатков самолетов данной модификации».

Расследование последних инцидентов с этими лайнерами показало, что причиной происшествий стали дефекты системы торможения колес, которые проявлялись при разбеге или посадке самолета. Агрегаты, выпущенные Балашихинским литейно-механическим заводом, по сообщению Ространснадзора, «изготавливаются с нарушением чертежей», и даже «выявлен случай фальсификации сведений об их изготовлении».

После ЧП на борту №1
Согласно документу, распространенному надзорным ведомством, в августе на самолетах Ил-96-300 произошли инциденты, влияющие на обеспечение безопасности полетов. И как заявил Александр Нерадько, отказы тормозной гидросистемы на этом воздушном судне были достаточно многочисленными. Однако, по мнению экспертов, проблема далеко не только в выявленных нарушениях. Этим никого в России, да и, пожалуй, во всем мире, не удивишь. Можно вспомнить хотя бы две последние аварии самолетов B737 под Афинами и в Перу, жертвами которых стали более 160 человек. А ведь именно самолеты корпорации Boeing всегда ставят в пример отечественным авиастроителям.

Дело в том, что во время визита Владимира Путина в Финляндию самолет Ил-96-300ПУ, в котором находился президент, не смог взлететь из аэропорта города Турку. Поломку на борту №1 обнаружили уже во время выруливания авиалайнера к взлетно-посадочной полосе. Конечно, техники тут же устранили неисправность, однако отказ крылатой машины во время зарубежного вояжа российского лидера — серьезнейшее ЧП для всех служб, имеющих отношение к обеспечению безопасности президента.

Кроме того, в сентябре прошлого года с Ил-96-300 ГТК «Россия», совершавшего технический полет без пассажиров на борту по маршруту Москва — Рио-де-Жанейро, на промежуточной посадке в Лиссабоне случился другой неприятный инцидент. Лайнер не смог взлететь, поскольку во время руления вышел из строя один из четырех двигателей. Тот полет был своеобразной тренировкой летчиков перед визитом г-на Путина в Южную Америку: пилоты изучали маршрут, по которому в ноябре предстояло везти президента РФ. Расследовать причины случившегося поручили компетентной комиссии Федеральной службы по надзору на транспорте. И велось оно, уже понятно, со всей подобающей строгостью.

Но в любом случае недавнее решение Ространснадзора оказалось чересчур жестким и неожиданным. Тем более для конца августа, когда воздушный транспорт активно вывозит к 1 сентября родителей с детьми. И что интересно, впервые за всю историю отечественной гражданской авиации под запрет на полеты попал тот тип самолета, на котором летает первое лицо государства.

Профессионалы недовольны
Многие эксперты в области авиации еще недавно связывали с Ил-96-300 будущее всего отечественного авиапрома. И на Воронежском авиационно-строительном объединении (ВАСО), где эти лайнеры производились, надеялись, что именно эта машина, основные заказы на которую появились как раз в последнее время, поможет возродить известный авиазавод. И как заявляет генеральный директор ВАСО Вячеслав Саликов, недоработки в системе торможения самолетов легко устранимы. По его словам, это рабочая ситуация, по которой в ближайшее время будет найдено решение, и прибегать к остановке полетов всех лайнеров не было необходимости.

Виктор Ливанов, гендиректор авиастроительного комплекса «Илюшин», также не видит необходимости в приостановке полетов Ил-96-300 из-за разового отказа системы торможения. По его словам, это происшествие не привело к снижению авиабезопасности, а вопрос с заменой системы решается достаточно просто.

Кроме президентских бортов, которые находятся в ведении ГТК «Россия», Ил-96-300 эксплуатируют еще три российские авиакомпании — «Аэрофлот», «Домодедовские авиалинии» и «КрасЭйр». «Аэрофлот» вынужден был приостановить эксплуатацию шести этих самолетов, что составляет 40% парка его дальнемагистральных воздушных судов. Были отменены все рейсы в Ханой и отдельные рейсы в Пекин, Сеул, Торонто, Вашингтон. Полеты в Дели и Хабаровск начали выполняться на Ил-86, в Петропавловск-Камчатский — на Ил-62, в Шанхай, Пекин, Бангкок и Сеул — на B767, в Лондон и Ниццу — на А321 и А319, в Женеву — на А320. Поменялось и расписание рейсов. Авиакомпания создала кризисный штаб по оперативному управлению расписанием и флотом и активизировала сотрудничество с партнерами. Впрочем, как отмечают некоторые эксперты, вряд ли сложившаяся ситуация с отменой полетов на Ил-96-300 серьезно скажется на работе «Аэрофлота», поскольку они не составляют основу его авиационного парка.

Глава «КрасЭйр» Борис Абрамович считает, что с приостановкой эксплуатации Ил-96-300 авиакомпания оказалась в сложном положении. «С одной стороны, мы поддерживаем решение авиационных властей, поскольку ситуация, касающаяся безопасности полетов, требует принятия решительных мер. В то же время, в пик интенсивности полетов, мы несем колоссальные убытки», — сказал г-н Абрамович. Он также отметил, что перевозчик будет вынужден обратиться с исками к авиационным заводам. «КрасЭйр» и «Домодедовские авиалинии», входящие в альянс AiRUnion, на Ил-96 летали из Москвы в Красноярск, Ташкент, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский и по другим дальним направлениям. Воздушные машины постоянно использовались в расписании авиакомпаний, выполняя от двух до четырех рейсов в неделю. В связи с приостановкой их эксплуатации, задействован весь авиапарк альянса для обеспечения перевозок своих пассажиров по регулярному расписанию.

Тем не менее аналитики склоняются к тому мнению, что вряд ли Ил-96-300 долго пробудет на приколе. Называются сроки его возвращения в небо — от одного до максимум двух месяцев. К тому же все случившееся с новейшими отечественными лайнерами, считают эксперты, может стать для авиакомпаний страны хорошим поводом для дальнейшего привлечения в их авиапарки недорогих иномарок, подавляющее большинство которых уже далеко не первой молодости. И при этом авиационные структуры наверняка возьмутся за лоббирование налоговых льгот при покупке и лизинге воздушных машин западного производства.

Наша справка
Ил-96-300 — дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолет, один из новейших и вместительных отечественных пассажирских лайнеров. Его крейсерская скорость составляет
900 км/ч, дальность полета до 11 тыс. км, пассажировместимость — от 262 до 300 человек. Разработанный с учетом последних достижений авиастроения, Ил-96 до последнего времени считался одним из самых надежных лайнеров в мире. На сегодняшний день построено 20 самолетов этого типа, включая грузовые модификации. Для президента России были специально созданы сразу два таких авиалайнера. Два «96-х» недавно заказала кубинская авиакомпания Cubana лично для Фиделя Кастро.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт