>  ФАС за равноправие

01.08.2009ФАС за равноправие

  Федеральная антимонопольная служба (ФАС) закончила работу над проектом правил, которые должны обеспечить условия равного обслуживания авиакомпаний в аэропортах. В их разработке также приняли участие и другие ведомства, в том числе Минэкономразвития, Минэнерго и Минтранс. В настоящее время подготовленный документ находится на рассмотрении в правительстве РФ, которое должно утвердить его своим постановлением

  Речь идет об организации недискриминационного доступа авиаперевозчиков ко всем услугам любых воздушных портов страны. Это касается, в первую очередь, услуг топливно-заправочных комплексов, предоставления слотов для выполнения рейсов, а также наземного обслуживания самолетов. Прежде правила доступа авиакомпаний в аэропорты не были закреплены ни в нормативных, ни в законодательных актах, и потому у аэропортов имелась возможность, к примеру, отказывать в предоставлении удобных слотов одним авиакомпаниям в пользу других, не допускать топливные компании к осуществлению заправок воздушных судов либо другими способами ограничивать конкуренцию.

  Что касается топливного обеспечения, то антимонопольная служба хочет обязать аэропортовых заправщиков заливать на хранение топливо как самих авиакомпаний, так и сторонних поставщиков. С другой стороны, новые топливные компании смогут получить доступ в аэропорт лишь при наличии технической возможности для хранения горючего. При этом запрещается препятствовать размещению их собственных емкостей в воздушном порту.

  В новых правилах декларированы и равные условия работы авиакомпаний в аэропортах. Порядок предоставления услуг следующий. В течение 15 дней аэропорт рассматривает заявку перевозчика. Основанием для отказа может служить только отсутствие технологической либо экономической возможности заключить договор. Контролирует этот процесс Минтранс на основе разработанной методики оценки пропускной способности аэропортов. В условиях ограниченного пропуска, ФАС предлагает отдавать предпочтение последовательно: регулярным международным рейсам, затем регулярным внутренним и только потом чартерным перевозкам.

  Однако главным при распределении слотов должен стать так называемый «исторический принцип». При составлении нового расписания полетов необходимо ориентироваться на перевозчиков, выполнявших рейсы в предыдущем сезоне. После них на оставшиеся слоты могут претендовать новые, прежде не летавшие из этого аэропорта авиакомпании. В случае если полетных частот на всех не хватает, то они должны распределяться на конкурсной основе. Отобрать уже выданный слот аэропортовое руководство имеет право только в случае, если компания не смогла использовать более 20% заявленных полетных частот. Перевозчикам разрешено обменивать между собой слоты, однако продавать или передавать их они не смогут.

  Представители авиакомпаний считают новые правила нужными и весьма своевременными, поскольку проблемы из-за выделяемых интервалов прибытия и вылета воздушных судов давно стали предметом постоянных споров. Конкретный пример: в мае ФАС возбудила очередное расследование по поводу использования наиболее удобных слотов. Заявитель — авиакомпания UTair, считает, что действия компании «Кавминводыавиа», занимающей доминирующее положение в аэропорту «Минеральные Воды», ограничивает конкуренцию других перевозчиков на самом востребованном московском маршруте. В то же время, как отмечают эксперты и участники рынка авиаперевозок, в готовящихся правилах не прописан действенный механизм распределения аэропортовых слотов в случае ограниченной пропускной способности. И значит, остаются опасения, что документ не будет работать эффективно.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт