>  Еще один национальный перевозчик

05.09.2006Еще один национальный перевозчик

Еще один национальный перевозчик

Подходит к завершению процесс слияния двух воздушных компаний — Государственной транспортной компании (ГТК) «Россия» и петербургской ФГУАП «Пулково», растянувшийся почти на три последних года. Первый официальный рейс будущей объединенной структуры намечен на 29 октября — дату начала действия зимнего расписания. Новая авиакомпания, зарегистрированная в Санкт_Петербурге, как уже было объявлено, получит название «Россия». Таким образом, «Пулково» прекратит свое существование.

Основная цель реорганизации, как было сказано в президентском указе от 24 августа 2004 года — «создание мощной современной конкурентоспособной государственной авиакомпании, что является частью стратегии по совершенствованию структуры предприятий воздушного транспорта, оптимизации количества авиационных предприятий и их укрупнению». Сейчас завершается процесс передачи имущества, прав и обязанностей от «Пулково» к «России». Устав объединенной авиакомпании утвержден постановлением Правительства РФ от 25 апреля нынешнего года и должен быть зарегистрирован в реестре юридических лиц до конца октября. С этого времени и начнутся полеты под единым флагом.

Объединение в стадии завершения

Идет аккредитация «России» и как правопреемника «Пулково» на международной арене. Заключен соответствующий договор с Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), который позволит осуществить передачу кодов «Пулково» объединенной компании. Для нее также будут сохранены все имеющиеся у «Пулково» пакеты международных соглашений: с системой взаиморасчетов BSP, MITA, а также членство во всех международных структурах IATA и системах продаж в странах дальнего зарубежья и в СНГ.

Согласно условиям объединения, «Россия» получит две авиационно-технические базы — в «Пулково» и «Внуково». Новый альянс, считают эксперты, даст мощный толчок развитию московского аэропорта, в котором ГТК «Россия» и прежде арендовала площади и стоянки для воздушных судов, а также пользовалась ее авиационно-технической базой. Теперь, когда здесь обоснуется мощный авиа-альянс, внуковцы, по мнению аналитиков, смогут составить серьезнейшую конкуренцию другим
столичным аэропортам.

Балансовая стоимость объединенного авиаперевозчика, по информации из Росавиации, составит не менее 8 млрд рублей. Сейчас активы ГТК и «Пулково» оцениваются в 4,5 млрд рублей и в 3,5 млрд рублей соответственно. По объемам авиаперевозок за прошлый год питерцы заняли третье место в стране, пропустив вперед «Аэрофлот» и «Сибирь». «Пулково» перевезла 2,5 млн пассажиров, ежедневно авиакомпания выполняет более 100 рейсов во многие города России и мира. ГТК «Россия» также имеет хорошую маршрутную сеть, включая прибыльные регулярные рейсы из Москвы в Санкт-Петербург, Калининград, Волгоград, Сочи, Анапу, Надым, Новый Уренгой, Магадан, а также зарубежные чартеры по многим популярным направлениям.

Разработан бизнес-план, согласно которому подготовлены экономические обоснования по внедрению в парк создающейся авиаструктуры новых типов воздушных судов российского и иностранного производства и расширению сети маршрутов. Ее общий авиапарк, по оценкам специалистов, превысит 80 воздушных машин различных модификаций. Для сопоставления, у образованной в 1993 году ГТК «Россия» флот состоял из 39 судов: Ил-18Д, Ил_62М, Ил-96_300ПУ, Ту-134А, Ту-154Б_2, Ту-154М, Ту-214, Як-40. «Пулково», созданная в 1932 году, к моменту объединения имела в собственности 42 самолета марок Ту-154, Ил-86 и Ту-134. Авиапарк единой компании, как констатирует генеральный директор объединенной компании Сергей Михальченко, устарел и в ближайшее время будет обновляться и пополняться. Объединенная «Россия», по его словам, планирует до 2010 года приобрести 21 самолет.

Предусматривается замена, по мере выхода из эксплуатации, действующих Ту-154 на лайнеры Boeing и Airbus. В частности, рассматривается возможность приобретения Boeing 767, Boeing 757 и A320. Новые воздушные суда иностранного производства поступят в парк не ранее 2009 года. Для их приобретения будут использоваться лизинговые схемы. Кроме того, подписан контракт с КБ «Сухой» на 16 региональных самолетов RRJ. В начале следующего года в компанию поступит один Ил_96
и начнутся поставки четырех Ту-214 и RRJ.

Новая «Россия» собирается сосредоточиться не только на обновлении технического парка компании, но и на ребрендинге. Как сообщил глава новой авиакомпании, только на полную смену названия и связанные с этим процедуры планируется потратить около $3 млн. Ребрендинг будет проходить поэтапно, и в течение следующего года все самолеты перекрасят в единый корпоративный цвет.

Светлое будущее

В результате объединения, считают специалисты компании, новый авиаперевозчик сможет перевозить более 3 млн пассажиров в год. Они прогнозируют, что выручка альянса уже в нынешнем году будет не менее $700 млн. После объединения руководство авиаперевозчика рассчитывает получить суммарную экономию в размере до $15 млн в год. Большие планы у новой компании и по поводу развития дополнительных услуг, в частности оказания сервиса другим авиакомпаниям.

Завершающим этапом объединения станет предстоящая осеннее-зимняя навигация, которая пройдет под единым флагом. Но уже сейчас, как подчеркивает пресс_служба ГТК «Россия», процесс объединения благоприятно сказывается на финансовых результатах и ГТК, и «Пулково». Так, за первое полугодие их доходы увеличились на 39 и 18,6% соответственно, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; при этом количество перевезенных обеими компаниями пассажиров выросло на 12%. Но самое главное, по заявлению Сергея Михальченко, «перед единой компанией стоит задача стать вторым после «Аэрофлота» национальным авиаперевозчиком России». Причем один из шагов в этом направлении — снижение тарифов на $20–50 на всех внутренних и многих международных рейсах.

Остается добавить, что слияние ГТК и «Пулково» удачно укладывается в концепцию Минтранса РФ по консолидации госактивов в сфере гражданской авиации. Как не раз заявлял министр транспорта Игорь Левитин, Министерство видит разные варианты укрупнения, предусматривающие в качестве своеобразного базового центра несколько крупных российских авиакомпаний, контролируемых государством. На эту роль теперь удачно подходит и объединенная «Россия», поэтому есть вероятность, что в ее состав вольются небольшие региональные авиа-предприятия.


Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт