>  Что хочет купить «Аэрофлот»?

01.12.2007Что хочет купить «Аэрофлот»?

Что хочет купить «Аэрофлот»?

  «Аэрофлот — российские авиалинии» на нынешний год строил обширные планы поглощения авиакомпаний как в самой России, так и за ее пределами. Однако в ходе его реализации компания столкнулась, практически на всех направлениях, с самыми разнообразными трудностями и непредвиденными обстоятельствами. Впрочем, несмотря на всевозможные препоны, ведущая отечественная авиакомпания продолжает придерживаться выбранного курса. И как отмечают эксперты, есть все основания полагать, что намеченное, пусть и в более скромном объеме, осуществится в 2008-м и последующие годы



В России

  Впервые с идеей консолидации ряда крупных перевозчиков Дальнего Востока «Аэрофлот» выступил еще три с лишним года назад. Планировалось создать в этом весьма перспективном регионе его дочернюю авиакомпанию. В нее, по замыслам организаторов, должны войти вначале хабаровская «Дальавиа» и «Сахалинские авиатрассы», а на втором этапе «Владивосток Авиа». Последний перевозчик находился в списке стратегических предприятий, а значит, его участие в намечающейся консолидации было невозможно. Но в начале ноября указом президента России Владимира Путина «Владивосток Авиа» исключили из перечня стратегических объектов. Обычно это означает, что государство собирается приватизировать компанию. Тем не менее ждать быстрых результатов вряд ли придется. Как заявил генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов, с владивостокской авиакомпанией ситуация по-прежнему остается малопонятной, и прежде всего потому, что ее руководство не только не горит желанием стать «частичкой большого «Аэрофлота», но и ведет политику «тихого саботажа».

  Что бы ни было во Владивостоке, но топ-менеджмент «Аэрофлота» был твердо уверен, что «Дальавиа» и «Сахалинские авиатрассы» удастся успешно присоединить уже до конца нынешнего года. Вначале Минтранс РФ заявлял о следующей схеме передачи госпакетов дальневосточников: Росимущество отдает национальному перевозчику 100% акций в обеих компаниях, при этом они остаются юридически отдельными лицами — его дочерними предприятиями. Однако потом был предложен другой путь: Хабаровскую и сахалинские авиакомпании решили присоединить к «Аэрофлоту» за счет выпуска с его стороны допэмиссии, в которую конвертировались бы и их акции. В этом случае деятельность «Дальавиа» и «Сахалинских авиатрасс» как самостоятельных авиапредприятий прекратилась бы.

  Однако всего этого в намеченные сроки так и не произошло. Как заявил заместитель генерального директора «Аэрофлота» по финансам и планированию Михаил Полубояринов, намеченное слияние можно провести не раньше второй половины 2008 года, «скорее всего летом». Возникшую заминку он объяснил тем обстоятельством, что процесс оказался отнюдь не простым, требующим значительных временных затрат. К тому же в ходе разделения «Дальавиа» на авиакомпанию и аэропорт, где она базируется, возникли затруднения. Но в любом случае, заявил г-н Полубояринов, «Аэрофлот» не собирается откладывать свои намерения на Дальнем Востоке в долгий ящик. Кроме означенных задач, его специалисты прорабатывают еще и вариант создания международного хаба на базе аэропорта в Хабаровске.



За рубежом

  Определенные стратегические задачи имеются у «Аэрофлота» и на международных направлениях. Не так давно глава авиакомпании Валерий Окулов сообщил, что планируется в полном масштабе выйти на европейский рынок воздушных перевозок, а потому российская компания интересуется многими европейскими авиатранспортными структурами.

  Как стало известно, в ближайшие годы «Аэрофлот» намерен участвовать в приватизации чешского авиаперевозчика CZA (Czech Airlines) и пражского аэропорта «Рузыне». Правительство Чехии готовит приватизационный план этих двух предприятий, на 100% принадлежащих государству. По рыночной стоимости чешская компания в прошлом году оценивалась в $150 млн. В числе возможных конкурентов россиян, также претендующих на приобретение CZA, называют авиахолдинг Air France — KLM и корейскую компанию Korean Air. Не исключено, что и какие-то другие российские авиационные структуры захотят попробовать свои силы в предстоящем конкурсе.

  Впрочем, амбиции «Аэрофлота» не ограничиваются одной Чехией. Еще в июне российская авиакомпания и национальный перевозчик Сербии JAT подписали меморандум о создании совместной комиссии, в задачу которой вошла подготовка участия «Аэрофлота» в приватизационном тендере JAT. Сербская компания также полностью находится в собственности государства, и условия по ее акционированию тоже еще не выработаны.

  Наконец, «Аэрофлот», по словам Валерия Окулова, продолжает серьезно изучать целесообразность еще одной попытки выкупить госпакет акций итальянской компании Alitalia. Эпопея с ее приватизацией еще не забыта и далеко не завершена. Напомним, в апреле нынешнего года «Аэрофлот» вошел в число финалистов конкурса претендентов на приобретение 39,9% госакций перевозчика. Но потом россияне отказались от сделки. Официально было объявлено, что итальянское правительство не предоставило необходимой информации об Alitalia. Позже стало известно, что руководство «Аэрофлота» сочло цену за итальянскую компанию сильно завышенной, а также посчитало неприемлемыми социальные обязательства, выдвигаемые правительством страны и профсоюзами отрасли.

  В результате конкурсные торги по Alitalia так и не состоялись, поскольку и остальные соискатели тоже отказались в них участвовать. Итальянцам же пришлось заново начинать процесс продажи. И в октябре они вновь пригласили представителей «Аэрофлота» к двусторонним переговорам — уже без тендера. (Аналогичные предложения получили и другие претенденты, в их числе Lufthansa и Air France — KLM.) Представители «Аэрофлота» провели предварительные рабочие встречи с руководством Alitalia. Тем не менее даже в конце ноября топ-менеджмент компании все еще не пришел к решению относительно участия в новом раунде переговоров по приобретению национального перевозчика Италии. По нашим сведениям, аэрофлотовцев сильно смущало то немаловажное обстоятельство, что вопрос о том, какую цену итальянские власти собираются назначить, все еще оставался открытым.

Иван Коблов


  P.S. Когда верстался этот номер, стало известно, что «Аэрофлот» вновь отказался от участия в приватизации Alitalia.

Еще статьи из категории Авиатранспорт