01.03.2012Чем грозят трещины на крыльях А380?
На крыльях самолетов Airbus А380 — крупнейших в мире пассажирских воздушных судов, принадлежащих национальным авиакомпаниям: австралийской Qantas и сингапурской Singapore Airlines в начале года были обнаружены микроскопические трещины. Как пояснили представители сингапурского перевозчика, микротрещины появились на части корпуса крыла А380, и в начале февраля крылатые машины Singapore Airlines и Qantas были поставлены на ремонт в Сингапуре
По словам руководителей Qantas, после того как в январе самолет выполнил рейс Лондон — Сингапур, во время которого попал в зону сильной турбулентности, на его крыльях появились 36 микротрещин — длина некоторых оказалась почти 2 см. Аналогичные дефекты были выявлены при обследовании еще двух аэробусов Singapore Airlines, эксплуатируемых более четырех лет. О подобном явлении сообщили также авиакомпании Emirates и Air France. В то же время представители Singapore Airlines и Qantas уверены, что принимать какие-либо особые меры при эксплуатации гигантских самолетов нет необходимости, поскольку «обнаруженные трещины не представляют угрозы для полетов».
Европейский авиастроительный концерн Airbus — производитель А380, также подтвердил, что «на внешней поверхности поперечных элементов крыла некоторых лайнеров А380 могут появляться микротрещины, которые не помешают их эксплуатации», поскольку образуются они «на компонентах, не являющихся главной несущей конструкцией». Дефект был признан производственным браком, который не влияет на безопасность полетов в ближайшей перспективе. Как удалось выяснить специалистам, трещины образуются из-за дополнительных нагрузок, которые не были учтены при проектировании. И теперь конструкторы намерены заменить не оправдавшие себя крепежные детали на новые: планируется изменить их конструкцию и использовать другие материалы.
Одновременно Airbus предложил авиаперевозчикам провести проверку их воздушных судов, и после осмотра 20 машин, он будет тщательно исследовать все A380, которые сегодня находятся в эксплуатации. В свою очередь, Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA) также дало указание проверить все Airbus 380. Что касается ремонтных работ по устранению выявленных дефектов, то, как сообщили специалисты Airbus, их можно выполнить, в частности, во время технического обслуживания.
В настоящее время во всем мире летают 67 лайнеров Airbus 380. Из них 14 самолетов находятся в ведении авиакомпании Singapore Airlines и 12 воздушных судов эксплуатирует Qantas; кроме них, 20 авиалайнеров А380 обслуживают рейсы компании Emirates, 8 — Lufthansa, по 6 — Air France и China Southern и 5 — Korean Air.
В начале февраля производственный брак был обнаружен и у лайнеров Boeing 787 Dreamliner. Из-за неправильного крепления прокладок в хвостовой части «Лайнера мечты» произошло расслоение некоторых деталей самолета, состоящих из композиционных материалов. Выявленный дефект, отмечают эксперты, также не скажется на безопасности полетов, и, как заявили представители американского самолетостроительного концерна Boeing, он будет устранен в кратчайший срок.
В настоящее время B787 Dreamliner находится в коммерческой эксплуатации лишь у одной авиакомпании — японской ANA. В то же время другой авиаперевозчик Японии — Japan Airlines (JAL) — ожидает поставку этих лайнеров в самое ближайшее время, а весной планировал эксплуатировать их, в том числе и на маршруте Токио — Москва. Впрочем, представители Boeing заверили авиакомпании, что сроки поставок новейшего воздушного лайнера переноситься не будут.
Игорь Горностаев