>  Чартеры под страховкой

10.10.2005Чартеры под страховкой

Чартеры под страховкой

Исполняющий обязанности руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Юрчик 14 сентября подписал распоряжение «О мерах по устранению недостатков при выполнении международных нерегулярных (чартерных) полетов». Требования к чартерам теперь стали строже. Тем самым авиационные власти, по заверениям их представителей, намерены добиться от воздушных компаний жесткой дисциплины при организации этого вида авиаперевозок

Разрешение на перевозку туристов чартерными рейсами будет отныне выдаваться авиакомпаниям только при наличии у них резервных самолетов. Эта мера, уверены в руководстве Росавиации, должна сократить срывы вылетов нерегулярных рейсов. Как стало известно, уже с середины октября чартеры должны реально обеспечиваться самолетным резервом. В противном случае авиакомпании будут наказаны — вплоть до отзыва лицензии на полеты. Правда, никаких официальных распоряжений на этот счет пока нет, поэтому на первых порах какие-либо суровые меры воздействия вряд ли будут применяться.

К тому же перевозчиков обяжут внести в договоры с заказчиком полетов положение об ответственности за отмену или задержку вылетов. Если самолеты по каким-то причинам не смогут подняться в воздух в намеченный срок, то авиакомпания будет обязана предоставить пассажирам питание, а при необходимости проживание в гостинице и страховку. Далее, отменяется автоматическое продление разрешений на чартерные перевозки, запрещаются устные согласования их параметров, усложняются процедура проверки документов на чартеры и порядок их выдачи.
Причиной появления нового документа, как пояснил г-н Юрчик, послужили систематические задержки вылетов чартеров. В нынешнюю летнюю навигацию по вине ряда компаний, выполнявших зарубежные полеты на чартерной основе, это происходило с пугающей регулярностью. Многим пассажирам в прошедшем сезоне пришлось провести в аэропортах в ожидании полёта сутки и даже больше. Причем, как свидетельствуют уже статистические данные, задержки чартерных рейсов — явление довольно частое. Например, позднее прибытие самолета к месту назначения случается почти в 80% случаев. Это стало возможным потому, что отдельные авиапредприятия при заключении договоров на полёты не учитывают в полной мере фактическое положение с парком своих воздушных судов. В первую очередь, наличие резерва на случай неисправности эксплуатируемой лётной техники.

Как считают в авиакомпаниях, новое «чартерное» распоряжение затронет мелкие предприятия, оперирующие двумя-тремя самолетами. Для них представляет сложность даже бронирование номеров в гостиницах для пассажиров в случае задержки вылета. Но особенно проблематичным станет поиск дополнительных провозных ёмкостей.

Сейчас руководители авиакомпаний пытаются составить представление о том, что же именно подразумевается под самим понятием «резервный самолет». Ведь в официальных документах авиационного ведомства, касающихся чартерных перевозок, об этом уже не раз говорилось. В частности, в распоряжении Минтранса четырехлетней давности, вышедшем после крупной новогодней отмены рейсов, было оговорено, что компании обязаны иметь запасной самолет под каждый чартер.

Правда, потом стало считаться, что речь в данном случае идет о так называемом переходящем резерве, когда один временно незадействованный в полетах борт страхует все остальные рейсы. Если этот порядок сохранится, то ничего принципиально нового в чартерной работе не произойдет. И наоборот, в случае необходимости постоянно держать на приколе один, а то и несколько самолетов, многим участникам рынка придется туго.
Кстати, количество резервных машин сейчас тоже остается неизвестным. Точно не сказано, сколько должно быть задействовано запасных самолетов и под какие именно чартерные программы. Непонятно также, кто и как будет этот процесс контролировать. Не исключено, что многие небольшие компании, даже при самом оптимистичном развитии событий, не смогут поднимать чартеры в лучшем случае в прежних объемах.

У ведущих же авиаперевозчиков вполне достаточно сил и средств для выполнения прежних и нынешних распоряжений Росавиации. Так, «Трансаэро», треть перевозок которой приходится на чартеры, и раньше исправно бронировала резервный самолет, предоставляла пассажирам горячую еду и гостиницу в случае задержек. То же относится и к «Аэрофлоту», «Сибири» и другим отечественным гигантам. Однако и им не с руки «вынимать» самолеты из оборота. Впрочем, крупные перевозчики часто рассматривают чартеры как побочный вид лётной деятельности, а потому при необходимости с легкостью пойдут на снижение их объемов. Об этом, в частности, уже заявило руководство «Уральских авиалиний».

При этом есть и особые случаи. Как считают наблюдатели, серьезные сложности могут возникнуть у «ВИМ-Авиа» — крупнейшего на сегодняшний день чартерного перевозчика России. И хотя авиакомпания оперирует 12 лайнерами Boeing 757, летом все эти воздушные суда летали на пределе своих возможностей, из-за чего случались частые сбои в их полетных графиках. Кстати, в авиационных кругах поговаривают, что истинной причиной появления министерского распоряжения стали именно опоздания рейсов «ВИМ-Авиа».

Что касается кругов туристических, то они поддерживают новое начинание авиационных властей, поскольку хронические задержки и внезапные отмены чартерных рейсов для турфирм являются постоянным поводом для волнений. Ужесточение правил чартерных перевозок, считают в операторских компаниях, коснется тех авиаперевозчиков, которые постоянно срывают полётные графики. И нововведение, таким образом, поможет навести порядок на рынке и избавиться от мелких и недобросовестных предприятий.

Что еще важно. Распоряжение появилось в сентябре, когда высокий туристический сезон уже закончился, объемы зимних чартеров несоизмеримо меньше, а до следующего лета на подготовку и «разбор полётов» времени достаточно. Однако руководители турфирм высказывают мнение, что новые правила могут спровоцировать рост цен на авиабилеты. Поскольку авиакомпаниям придется держать на приколе дополнительные воздушные суда, им просто ничего не останется делать, как компенсировать затраты за счет заказчиков чартеров.

Большинство специалистов пока еще не может определить, как в новых условиях поведут себя чартерные расценки. Ведь одно дело — ведомственное распоряжение на бумаге и совсем другое — как оно будет воплощено на практике. Зато глава Росавиации Александр Юрчик убежден, что тарифы на чартеры не изменятся, поскольку стоимость авиабилета сейчас на 50–60% зависит от цены на топливо и именно этот фактор играет решающую роль в ценообразовании.

Авиакомпании московского авиационного узла к началу октября практически завершили формирование осенне-зимних туристических программ. Определены направления чартерных маршрутов, выделены воздушные суда, заключены договоры с консолидаторами рейсов. Правда, на момент подготовки этого материала (в конце сентября) еще не подписал соглашения с заказчиками полетов «ВИМ-Авиа». Однако, как нам сообщили в компании, все станет ясно уже в ближайшую неделю.

Поскольку долгое время не были сверстаны полетные графики ведущих авиакомпаний, летающих на более комфортабельных самолетах зарубежного производства, то ряд небольших перевозчиков, таких как «Газпромавиа», «Авиалинии 400», «Русское небо», эксплуатирующих отечественную авиатехнику, также не мог определиться с объемами лётной работы в низком сезоне.

В зимний период многие туристические перевозки будут выполняться на регулярных рейсах компаний. Пулы заказчиков блоков мест по основным направлениям регулярок тоже на рубеже сентября-октября находились в заключительной стадии формирования. Но в любом случае, подавляющее большинство столичных авиаперевозчиков и турфирм уже вполне уверенно стоят на старте зимнего сезона.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт