01.12.2008Чартерный рынок замер. Ждать ли ажиотажа?
Мировой финансовый кризис дает о себе знать даже в таком, казалось бы, специфическом секторе экономики, как авиационные чартеры
Как отмечают в авиакомпаниях, в настоящее время на традиционный новогодний пик воздушных перевозок заявок от заказчиков чартеров приходит несравнимо меньше, а то и вовсе нет. Даже на многочисленных финских направлениях, на которых в последние годы имел место переизбыток россиян, в ноябре наблюдалось явное затишье. Если же для наглядности вспомнить год прошлый, а заодно и четыре-пять предыдущих сезонов, то увидим, что новогодние авиачартерные программы получали тогда свои реальные очертания в середине ноября, а то и в конце октября. И несомненно, авиакомпании и консолидаторы туристических рейсов чувствовали себя гораздо увереннее и спокойнее.
Как отмечают отдельные эксперты, не исключено, что чартерный рынок, как, впрочем, и вся экономика страны, просто замер. И потому, считают они, не стоит исключать, что его участникам еще предстоит пережить кратковременный ажиотаж, однако случится это уже в первой половине декабря. Но в любом случае, отмечают специалисты, новогодний график чартерных полетов будет сверстан не позднее 10-12 декабря, поскольку дальше тянуть, по крайней мере по визовым странам, уже не представляется возможным.
Разлетятся кто куда…
Компания S7 Charter — чартерное, как следует из самого названия, подразделение S7 Airlines («Сибирь») пусть и не в прежнем объеме, но вновь идет в первых рядах по новогодне-рождественским перевозкам. И то обстоятельство, что дополнительных рейсов в этот раз немного, генеральный директор Евгений Ключарев объясняет тем, что вся зимняя программа полетов оказалась сверстанной достаточно плотно. Ну, и конечно, кризис на дворе. Воздушные суда бывшей «Сибири» в этот период отправятся по следующим направлениям: из Москвы в Софию по заказу S7 Tour планируется выполнить 3 рейса на Вoeing 737-400; один-два перелета на аналогичных машинах до Вероны и обратно намечены по заказам туроператорских фирм «Данко» и «Асент Трэвел»; последняя выступит также консолидатором двух других рейсов, завозного и вывозного, на маршруте Москва — Шамбери (самолет Airbus А319), а «Данко» собирается консолидировать 3 рейса до Анконы (В737).
Другой лидер чартерного рынка — «ВИМ-Авиа» — также сетует на снижение туристических заказов в пиковые даты конца года. Тем не менее в предстоящем сезоне авиакомпания на своих лайнерах Вoeing 757 планирует выполнить по 6 дополнительных рейсов в горнолыжные Инсбрук и Зальцбург. Среди заказчиков — «Мегаполюс-Авиачартер», «ПАК Групп», «Аэрокредо». Последняя фирма, кстати, собирается заполнить в новогоднее время еще и около 30 чартеров в Шамбери, а также участвует в организации перелетов в Гренобль, куда, кстати, еще отправятся рейсы «ПАК» и RCC. Но и этих чартерных объемов «Аэрокредо», судя по всему, мало, поэтому она выступает еще консолидатором 5 рейсов на Гоа и 3 на Барселону. Кроме того, в Барсу должны подняться 3 чартера «ВИМ-Авиа» и по заказу «Время-Тур». И даже в кризисный период немало рейсов авиакомпании направится в известные пункты Финляндии: Киттела, Каяни, Рованиеми и некоторые другие. На этих направлениях 10 рейсов поднимает «ПАК Групп», а 6 — «Аэрокредо». Как нам сообщили в «ВИМ-Авиа», новогодняя программа полетов сверстана практически полностью, а потому в дальнейшем не стоит ожидать каких-либо существенных к ней добавлений.
Шереметьевский филиал ОАО «Аэрофлот-Дон» по-прежнему отвечает за чартерную политику своей материнской компании — «Аэрофлота». Практически все основные силы ведущая авиакомпания страны бросает на регулярные перевозки, в результате чего число ее чартеров год от года становится все меньше. Однако в Новый год уже традиционным стало выполнение нескольких дальних рейсов, как их называют сами авиаторы, «с отстоем». К полетам привлекается Ил-86 — самолет, выведенный недавно из парка самого национального перевозчика, но по-прежнему пребывающий во флоте его «дочек». Намечено три продолжительных перелета из российской столицы. Со 2 по 13 января самолет авиакомпании будет находиться в аэропорту Мале (Мальдивы), а с 29 декабря по 9 января — в Коломбо (Шри-Ланка); заказчиком этих авиапутешествий выступит компания «Мальдивиана». Далее, со 2 по 12 января, по заказу турфирмы «Спейс Трэвел», Ил-86 отправится на Сейшелы. (На всех маршрутах предусмотрена техническая посадка в Дубае.) Рассматривается также возможность отправления в те же сроки и опять же с отстоем рейсов в Хургаду.
Намерена выполнять дальние рейсы с отстоем и «президентская» ГТК «Россия». С 29.12 по 9.01 ее Ил-62 посетит Мале и в те же сроки, но уже на Ту-214, компания побывает в Коломбо, куда сможет добраться тоже лишь с дубайской техпосадкой. Потом на Ту-154 в Новый год и Рождество «Россия» выполнит в Рованиеми 3 рейса, в этот раз так называемых «разворотных». Рассматривается возможность постановки и других новогодних чартеров: по 3 рейса в Кууосамо и Рованиеми; по 2 рейса (туда-обратно) — в итальянские Турин и Брешию. Кроме того, под большим вопросом находится перевозка в Пардубице. Наконец, возможно, 13 января компания вывезет из Женевы пассажиров, завезенных туда ранее другим перевозчиком.
Поскольку ГТК «Россия» возит первых лиц государства и их приближенных, то, следовательно, авиапредприятие это режимное, а значит, секретное. И потому узнать, кто именно заказывает туристические рейсы, не удалось. Однако, как нам охотно сообщили, нынешняя авиачартерная программа компании примерно на 50% меньше прошлогодней и на 80% ниже ее возможностей как чартерного перевозчика. Впрочем, точно планировать рейсы обычных граждан с ГТК во многом мешают литерные перевозки — под них до самого последнего момента держат свободные борта. Это, как показывает практика, в Новый Год оказывается вполне оправданным, поскольку отдыхать в это благодатное время любят и высшие чиновники государства.
Небольшая праздничная программа туристических полетов в этот раз намечается у «Атлант-Союза». Запланировано выполнить в Анталию до 5 рейсов с разворотом. Потом, то ли до, то ли после Нового года (это уточняется), летать недельки две в Коломбо. В обоих случаях будет самолет Ил-86. Поскольку договоры на новогоднюю перевозку пребывали на стадии подготовки, то по понятной причине заказчиков пока не называют, известно лишь, что «авиакомпания работает с прежними партнерами». Нетрудно понять, что речь идет об операторских фирмах Coral Travel и TEZ Tour. И после подписания с ними необходимого соглашения, по нашим сведениям, новогодние полеты «Атлант-Союза» «будут сформированы примерно на 70%».
В стадии проработки находилась и короткая чартерная программа на Новый год авиакомпании SkyExpress. Ею рассматривается возможность полетов по европейским маршрутам: в Зальцбург, Рованиеми, Верону, Пардубице и в некоторые пункты Болгарии. В первую очередь ставка делается на популярные у россиян горнолыжные курорты. Как известно, с ноября единственная отечественная авиакомпания-дискаунтер впервые в своей практике приступила к выполнению чартерных цепочек, и в настоящее время летает в Хургаду, Шарм-эль-Шейх и Стамбул. После праздников, как заявил пресс-секретарь компании Виталий Коренюгин, предполагается наращивать как число чартерных маршрутов, так и частоту полетов по ним.
Праздничные авиачартеры готовит и небольшая компания «Московия». Ею планируются 3 рейса на Шри-Ланку. Эти разворотные полеты предполагается выполнить на Ту-154М. В самых ближайших планах стоит также организация рейсов в Европу и в Египет.
В конце ноября новогодних рейсов у авиакомпании «Газпромавиа» не было. У отраслевого перевозчика в нынешнем зимнем сезоне нет и продолжительных туристических цепочек. Тем не менее в руководстве нас заверили, что в Новый год «Газпромавиа» наверняка отправится по европейским маршрутам — одному или сразу нескольким.
Игорь Горностаев