13.09.2005Чартерная подготовка в запретных условиях
Прошедшее лето оказалось достаточно успешным для столичных авиакомпаний. По крайней мере, лучшим, чем предрекалось в многочисленных прогнозах накануне старта высокого сезона. И действительно, тогда ситуация складывалась далеко не в пользу большинства старожилов рынка. «На взлёт» шла компания «ВИМ-Авиа» со своими многочисленными «Боингами»
Хорошее лето и непонятная зима
Вышедшие на маршруты иномарки безусловно отобрали работу у Ил-86 и особенно у малоэкономичных Ту-154, на которые вообще мало кто всерьез рассчитывал. Однако шло время, количество туристов нарастало и постепенно работы стало хватать всем. Или почти всем. А тут еще началась череда многочасовых задержек вылетов у «ВИМа», которые значительно повысили интерес консолидаторов к владельцам отечественной авиатехники. И чем чаще и продолжительнее были опоздания у вимовцев, получивших вдобавок стараниями центральных телеканалов общероссийскую известность, тем больше становилось работы у их конкурентов.
Что интересно, появлявшиеся по ходу сезона все новые и новые воздушные суда иностранного производства у «Сибири», извечного соперника «КрасЭйр», а затем и наделавшие немало шуму Boeing 747 «Трансаэро», уже не особо будоражили рынок. Поступившие в разгар сезона машины, как правило, шли под расширение уже действующих программ, причем за счет продолжавшегося роста пассажиропотока почти всегда органично входили на накатанные трассы.
Таков вкратце сюжет действа под названием «Чартерное лето-2005», которое разыгралось в московском авиатранспортном узле. В самом конце августа, когда готовился этот материал, авиакомпании уже начали основательно задумываться о программах осеннего и зимнего периодов. Вёрстка чартерных планов пошла полным ходом, хотя и проходила в этом году под знаком запрета на полеты Ил-96-300 со стороны надзорного транспортного ведомства. Вопрос, что придет на замену этим дальнемагистральным лайнерам, остается открытым.
Кроме того, с 1 января вступают в силу давно оговоренные жесткие ограничения Евросоюза по самолетным шумам и выхлопам. И сумеют ли договориться российские власти о продлении срока пребывания в европейском небе Ту-154М, тоже неизвестно. Но в любом случае, как утверждают в ведущих столичных авиакомпаниях, основные чартерные договоры будут заключены или полностью подготовлены уже к середине сентября. То есть как раз к открывающейся в двадцатых числах месяца туристической выставке «Отдых-2005».
Авиакомпании строят планы
Лётный парк «Аэрофлота», как обычно, плотно задействован на регулярных рейсах, поэтому продолжительных чартерных цепочек у национального перевозчика вновь ожидается немного. Из наиболее перспективных заявок, которые авиакомпания продолжала рассматривать, нам назвали полеты в Малагу, Инсбрук, Зальцбург, Фридрихсхаффен, а также в мальдивскую столицу Мале (с «Мальдивианой») и Дубай («Спейс Тревел»). Аэрофлотовские иномарки активно эксплуатируются на регулярных рейсах, поэтому эти направления скорее всего будут обслуживать «илы» и «тушки».
Возмутителю спокойствия и грозе былых авторитетов «ВИМ-Авиа» и осенью–зимой покой только снится. Компания наметила рейсы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх, Барселону и Тенерифе, продолжит полеты в Анталью и Римини. В сентябре с частотой два раза в неделю она отправится в Дубай, а с середины октября — в штат Гоа. Практически всю прошлую зиму «ВИМ-Авиа» оперировала 12 Boeing 757-200, с которыми затем отработала и лето. К концу нынешнего года, как сообщили в авиакомпании, число лайнеров возрастет уже до 16. Лизинговая техника не должна простаивать, поэтому ее большая часть отправится на чартерные маршруты, а остальные самолеты компания предполагает разместить на регулярных внутренних направлениях, куда она со временем хотела бы вывести многие из своих лайнеров.
Как стало известно в августе, авиакомпанию «Русское небо» (которая еще недавно называлась «Ист Лайн») выкупили владельцы «ВИМ-Авиа». Однако, как говорят и в «ВИМе», и в «Небе», в этом сезоне чартерные программы двух перевозчиков тесно не пересекаются. Впрочем, сделать это было бы довольно проблематично, по крайней мере на первых порах, поскольку одна компания работает с зарубежными, а вторая с российскими воздушными судами. Поэтому «Русское небо» готовится с осени своими силами и со знакомыми операторами летать в Египет, Салоники и Анталью. Кроме того, начиная с зимнего расписания ее Ил-62 последовательно, один–два раза в неделю, отправятся в китайские города Гуаньчжоу, Далянь, Дзиньдао, Сиань и, возможно, Пекин. Обширную чартерную программу по Китаю «Русское небо» планирует в дальнейшем, если все пройдет гладко, перевести на регулярную основу.
Достаточно серьезным игроком московского чартерного рынка стал альянс AirUnion, из которого в столице представлены «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии» и «Самара». Два первых перевозчика эксплуатируют попавшие в опалу у наших авиационных властей самолеты Ил-96-300. Неожиданный запрет на полеты этих лайнеров серьезно выбил из колеи руководство альянса и воздушных компаний. К моменту, когда редакция TTG связалась с их представителями, топ-менеджмент был полностью занят задачей восстановления регулярного сообщения силами имеющегося парка и с помощью сторонних перевозчиков. Тем не менее, как сообщили в штаб-квартире «КрасЭйр» в Красноярске, они уверены, что пребывание «96-х» на приколе не затянется, поэтому чартерные планы остаются пока прежними. Самолеты альянса в грядущем сезоне должны ежедневно летать в Египет (Ил-96, Ил-86) и еженедельно — круглогодичные программы — на Тенерифе, в Римини, и Пардубице, (Ил-96, В767, Ту-204). А с ноября по апрель с частотой один–два раза в неделю Ил-96-300, надеются в AirUnion, будет обслуживать линию Москва — Бангкок. К этим чартерам в Новый год присоединятся непродолжительные цепочки на горнолыжные курорты и в Финляндию, а возможно, и еще один рейс в Юго-Восточную Азию.
«Трансаэро», которая летает на В737, В767, а теперь и на В747, вновь собирается присутствовать как на европейских, так и на азиатских маршрутах. Это, опять же, в полном объеме Таиланд (Бангкок, Утапао, Пхукет), Египет, индийский штат Гоа и Зальцбруг, Австрия. Другие направления, равно как и заказчиков рейсов, в авиакомпании пока назвать отказались, указав, правда, что «многое останется так же, как год назад».
Надеется сохранить прошлогодний полетный уровень и ВАСО — на направлениях Египет, ОАЭ и Турция (Анталья), куда компания собирается летать «до упора».
И наконец, в «Континентальных авиалиниях» точно знают, что продолжат свои многолетние круглогодичные программы на самолетах Ил-86 и Ту-154 в Ларнаку, с консолидатором «Весма», в Стамбул, с «Дарионом» и самостоятельно в Дубай. В прошлом году компания летала в Египет и, скорее всего, вновь выйдет на эти воздушные трассы. Ближе к зиме в ее планах стоят горнолыжные курорты и разовые и корпоративные перевозки, которые авиакомпания успешно практиковала прошедшим летом.
Игорь Горностаев