>  Бизнес традиционный и не только

04.03.2003Бизнес традиционный и не только

Бизнес традиционный и не только

Перед выставкой Fitur, прошедшей в конце января в Мадриде, нашему корреспонденту представилась возможность побывать в штаб-квартире глобально-распределительной системы Amadeus и побеседовать с региональным менеджером по Восточной и Центральной Европе Сари Вахакоски, непосредственно отвечающей за рынок стран СНГ

    - Расскажите, как вы оцениваете прошедший год?

    - Что касается годовых результатов нашей деятельности, то они будут подведены в марте, а пока мы можем оперировать только предварительными данными. В 2001-м у нас было зафиксировано 386 млн бронирований, а в 2002-м этот показатель вырос на 2,4% и достиг 395 млн, несмотря на то, что это был трудный год. Что касается оборота нашего бизнеса, то он увеличился на 4% и составил 1,8 млрд евро. В довольно сложных для работы условиях мы смогли сфокусироваться на приоритетных задачах и урезать некоторые расходы. Еще один показатель, который ярко характеризует деятельность GDS, - это доля на мировом рынке. По числу бронирований наша доля составляет 26,5%, что на 1,3% превышает наши достижения в 2001-м. Таким образом, мы весьма удовлетворены результатами прошедшего года, как по числу бронирований, так и по финансовым показателям.

    - Как вам удалось добиться такого успеха?

    - Во-первых, мы акцентировали внимание непосредственно на продажах в каждой отдельно взятой стране. Во-вторых, в отличие от многих конкурентов, Amadeus - компания действительно глобальная, которая представлена во всем мире: в Америке, Европе, Африке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому сложную обстановку, сложившуюся после событий 11 сентября, мы пережили несколько легче, чем наши конкуренты, более зависимые от США.

    - Говоря о главных конкурентах, кого вы имеете в виду?

    - На мировом рынке мы соперничаем с Sabre, Galileo и Worldspan. Что касается России, то наши позиции в этой стране очень крепки. Мы обслуживаем 74% рынка, и нашим прямым конкурентом здесь является только Galileo. А если говорить обо всем пространстве СНГ, т.е. о таких государствах, как Россия, Белоруссия, Армения, Украина, Молдова, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркмения, Грузия, то здесь наша доля достигает 78% рынка. Всего же в турагентствах, работающих в указанных странах, по итогам 2002 года насчитывалось около 3 тысяч наших терминалов, что на 40% больше, чем в 2001-м.

    Стоит отметить, что нашими пользователями все чаще становятся компании не только из крупных городов - Москвы, Санкт-Петербурга, Киева или Алма-Аты, но и из регионов. Кстати, самый высокий рост показателя бронирований мы отмечаем на Украине, в Казахстане, Азербайджане, Грузии.

    - Скажите, высокий рост числа бронирований отмечается только на услуги перевозчиков или и на другие тоже?

    - Конечно, начиная свою работу с Amadeus, агентства бронируют обычно авиабилеты. Но по прошествии некоторого времени они проявляют интерес и к другим услугам, представленным в системе. Так, российские компании демонстрируют положительную динамику в бронировании гостиничных номеров, и данный показатель за прошедший год увеличился более чем на 100%. В Amadeus представлены 48 компаний по прокату автомобилей, но пока прокат мало востребован на российском рынке. Мы ожидаем, что объем бронирований автомобилей будет расти. Другая перспективная область для роста - это круизы. И я верю, что СНГ - именно тот рынок, на котором будут в полном объеме востребованы все предложения Amadeus. Кстати, именно круизы, по моему мнению, могут стать популярным предметом бронирования у российских компаний, так как агентская комиссия с продаж в этом секторе турбизнеса существенно выше, чем авиационном.

    - Какая работа ведется для расширения спектра предложений Amadeus?

    - Сейчас мы уделяем большое внимание расширению спектра услуг, представленных в системе. Мы помогаем агентствам найти наилучшие предложения во всех сегментах бизнеса, будь то страховка, прокат автомобилей, электронная коммерция, круизы. Сейчас мы большое значение придаем именно круизному рынку (на данный момент наша система предлагает круизы 8 операторов). Что касается авиаперевозчиков, то в 2002 году нам удалось привлечь в свою систему новые авиакомпании и увеличить число авиакомпаний, использующих в собственных офисах систему Amadeus при выписке и оформлении авиабилетов. Таким образом, мы продвигаем уникальную концепцию, когда турагентства и авиакомпании работают в одной и той же системе. Год назад в Москве начал работу менеджер Amadeus по работе с авиакомпаниями. В его задачи входит сотрудничество с перевозчиками, находящимися на территории бывшего Советского Союза. Хочу отметить, что этим менеджером проделана поистине великолепная работа по поддержке местных авиакомпаний.

    - Какие новые продукты на мировом рынке и в России в частности появятся в этом году?

    - В России до недавнего времени была представлена только одна традиционная часть нашего бизнеса. Тогда как во всем мире бизнес компании Amadeus строится на трех составляющих. Первая, как я уже говорила, традиционная - это непосредственно GDS. Так, мы продаем через систему услуги агентствам. На настоящий момент система представлена в 200 странах и насчитывает 260 тысяч терминалов по всему миру. Мы работаем над тем, чтобы перевести доступ к системе Amadeus на более высокий качественный уровень. В связи с этим мы разработали фронт-офис нового поколения с дружелюбным интерфейсом, позволяющим агентам работать быстрее и проще.

    Вторая область бизнеса Amadeus - это услуги IT. Два года назад две крупные авиакомпании - British Airways и Qantas, проанализировав свои потребности, выбрали Amadeus среди основных игроков рынка IT как поставщика системы нового поколения, который будет обеспечивать продажи билетов, бронирование рейсов, обработку информации о пассажирах (включая регистрацию). В 2002 году British Airways and Qantas начали использовать Amadeus для резервирования, продажи своих авиабилетов и оформления всей необходимой документации в своих офисах. Мы надеемся, что в скором будущем этой системой воспользуется большее число перевозчиков, поскольку она делает работу удобнее и сокращает издержки.

    И третья область - электронная коммерция. Ее суть состоит в том, что в Интернете открываются туристские порталы компаний, работающие на базе Amadeus.

    В России мы пока продвигали только традиционную часть нашего бизнеса. Это - продажи, маркетинг, тренинги, техническая поддержка и т.д. Из российских новинок Amadeus следует отметить появление в прошлом году среди наших предложений услуг страховых компаний, а именно компании "Ингосстрах". Сейчас мы решили расширить этот опыт и начали сотрудничество с ПСК. Что касается электронной коммерции, то в России мы начали проект Click and Fly. Такие компании, как Lufthansa, Eurolloyd, e-tickets и некоторые другие теперь - наши клиенты, и когда вы бронируете услуги на их сайте, вы делаете это через Amadeus.

    - Какие страны бывшего СССР обладают наибольшим потенциалом для работы с Amadeus?

    - Безусловно, Россия. Но мне, к примеру, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, а также Украина и Молдова кажутся довольно интересными рынками. И сейчас, как я уже говорила выше, мы хотим начать экспансию именно в регионах, поскольку верим, что региональные агентства имеют огромный потенциал. И мы не одиноки в этих стремлениях, подобным образом поступают и гостиничные цепи, и авиакомпании, обращая свое внимание именно на региональный рынок, на российские города с миллионным населением, а таких немало. Сейчас мы открываем свои тренинг-центры по всей территории бывшего СССР, и теперь сотрудникам агентств нет необходимости лишний раз приезжать в Москву.

    - Придерживаетесь ли вы единой ценовой политики на всей территории СНГ?

    - Среди наших клиентов есть и крупные туроператоры, и небольшие региональные компании, естественно они пользуются различным набором услуг, предлагаемых системой. И наша ценовая политика напрямую зависит от этого. Я не могу назвать конкретные цифры, но, думаю, тот факт, что наша доля на рынке СНГ составляет 78%, красноречиво свидетельствует о том, что цена на наши услуги весьма конкурентоспособна.



Беседовала Кира Генрих

Еще статьи из категории Авиатранспорт