>  Без комиссии

20.03.2014Без комиссии

Без комиссии

     Ликвидировав комиссию, «Аэрофлот» ввел бонусы, но они оказались вдвое меньше, чем агенты выручали прежде: так, максимальный бонус составил немногим более 4%, но, чтобы его получить, реализатору требуется достичь ежемесячного объема продаж более 80 млн рублей, не снижать его в дальнейшем и продемонстрировать 45%-й рост в сравнении с прошлогодними показателями

     С начала 2014 года авиакомпания «Аэрофлот» отменила комиссионное вознаграждение своим агентам, занимающимся реализацией ее воздушных перевозок. К этому шагу компания начала готовить своих партнеров уже давно: до июня прошлого года размер вознаграждения составлял 7%; после, до полной отмены, — уже 4%. С другой стороны, ликвидировав комиссию, «Аэрофлот» ввел бонусы, но они оказались вдвое меньше, чем агенты выручали прежде: так, максимальный бонус составил немногим более 4%, но, чтобы его получить, реализатору требуется достичь ежемесячного объема продаж более 80 млн рублей, не снижать его в дальнейшем и продемонстрировать 45%-й рост в сравнении с прошлогодними показателями. Столь высокую планку осилят немногие, поэтому средний показатель бонуса по рынку в феврале не превышал 2%. Таким образом, условия, в которые авиаперевозчик поставил билетные агентства, заставляют их консолидироваться, ориентируясь на более мощных участников рынка. Но не только…

     Остальные российские авиакомпании, традиционно ориентирующиеся на нововведения ведущей авиакомпании страны, в этот раз не спешили поддерживать «Аэрофлот» и не стали пока отменять комиссионные. Более того, некоторые из них даже повысили комиссии (в том числе и «Трансаэро»). Впрочем, не стоит забывать, что происходит все в низкий сезон, и вполне возможно, что летом многие из них тоже решатся на обнуление комиссионных.

     Уже сейчас, в период межсезонья, средний размер комиссии составляет 3–4%, что немногим более аэрофлотовских бонусов. В то же время себестоимость продаж агентских компаний составляет около 6–7%, и, чтобы выйти на рентабельные показатели, им в любом случае требуется выставлять клиентам дополнительный сервисный сбор за каждую проведенную транзакцию. Его размер, по экспертным оценкам, имеет сегодня значительный разброс: от 300 до 1000–1500 рублей за каждый билет. Зависит это от ряда факторов: к примеру, на внутренних направлениях наценка наиболее низкая, на международных — выше, для классов повышенной комфортности — еще выше.

     Некоторые из агентов и вовсе не вводят сервисный сбор и даже предлагают тарифы ниже, чем у самих перевозчиков. Поэтому январские письма авиакомпаний «Аэрофлот» и «Трансаэро», к которым позже присоединилась S7 Airlines, участники рынка расценили как начало борьбы с билетным демпингом. В своих посланиях перевозчики запретили продажу авиабилетов по ценам ниже, чем на их сайтах, а «Трансаэро» даже не разрешила давать скидки за счет комиссионных вознаграждений, предупредив, что в противном случае договорные отношения будут расторгнуты.

     И все же в дальнейшем авиакомпании решили избирательно подходить к агентам, продающим билеты по низким ценам. «Аэрофлот» письмом, разосланным в середине февраля, снял запрет на продажу авиаперевозок по тарифам ниже собственных, опубликованных в GDS. Однако в случае выявления фактов значительного дисконтирования, сказано в сообщении, авиакомпания оставляет за собой право отключения агента от информационных ресурсов, без предварительного уведомления. Одновременно представители перевозчиков пояснили, что каждый случай с конкретной агентской фирмой будет разбираться в индивидуальном порядке, ведь невысокие тарифы далеко не всегда показатель того, что выставивший их агент обязательно демпингует. Агентство может проводить маркетинговые акции, когда, к примеру, цена на перевозку для клиента существенно снижается, если он приобретает номер в определенных отелях.

     Конечная цена перевозки, включая сервисный сбор, будет зависеть от многих факторов: величины самой компании, используемых ею технологий, ее контрактов с поставщиками и прочего.

     Как считает генеральный директор компании «Вип сервис» Дмитрий Горин, насколько успешно тикетинговые агентства приспособятся к новым для них условиям, станет ясно уже в апреле. А дальше начнется более успешный по всем показателям высокий сезон, и там уже будет несколько иная экономика.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт