>  Банкиры создают мощную региональную авиакомпанию

05.12.2018Банкиры создают мощную региональную авиакомпанию

Банкиры создают мощную региональную авиакомпанию

pixabay.com

Как сообщили российские информагентства, Сбербанк и ВТБ по поручению российского правительства создадут авиакомпанию для региональных перевозок. Новая авиатранспортная структура появится не ранее 2019 года, ее пассажиропоток ожидается на уровне 6–10 млн человек в год. В настоящее время идет работа над формированием ее концепции и бизнес-плана, а также прорабатываются возможные варианты состава акционеров.

Консультантом проекта выступила американская консалтинговая компания Bain & Company, с которой Сбербанк и ВТБ заключили контракт на 55,47 млн рублей каждый. До конца года она должна определить аэропорты базирования создающегося перевозчика, составить его маршрутную сеть и сформировать авиапарк. Банки, в свою очередь, тоже до конца года, представят правительству план создания новой авиакомпании.

Амбициозный проект

В настоящее время сеть авиамаршрутов, связывающих города России, недостаточно плотная и высокочастотная, отмечают эксперты, и в первую очередь это относится к местным и отчасти региональным воздушным линиям. При этом на магистральных воздушных трассах, особенно на московском направлении, а тем более на зарубежных маршрутах, эти показатели даже выше, чем в советский период. В то же время есть майское поручение президента РФ Владимира Путина о децентрализации авиаперевозок: не менее 50% внутренних полетов к 2024 году должны осуществляться, минуя московский авиационный узел, — на сегодняшний день их доля в общем полетном графике гражданской авиации страны не превышает 23%.

Региональный авиаперевозчик с обозначенным объемом пассажиропотока — проект весьма амбициозный, поскольку его создатели намерены войти в тройку крупнейших авиакомпаний страны. На сегодня в России есть только две компании, обслуживающие ежегодно более 10 млн пассажиров: группа «Аэрофлот», которая совместно с входящими в нее компаниями «Россия», «Победа» и «Аврора» перевезла в 2017 году более 50 млн человек, и S7 Group — «Сибирь» и «Глобус», чей прошлогодний пассажиропоток составил 14,3 млн человек. Клиентами крупнейшей российской региональной авиакомпании «Ямал» год назад стали 1,8 млн человек. Далее следует «ЮТэйр» с показателем 650 тысяч пассажиров. На все эти компании приходится до 80% авиаперевозок.

Всего в России коммерческие полеты выполняют более 100 воздушных компаний, и примерно на 10 из них приходится основная часть объемов перевозок, главным образом на магистральных направлениях. В этой ситуации, считают участники рынка, создающаяся региональная компания, кроме прямых перелетов по внутренним маршрутам, может доставлять пассажиров в крупные авиационные хабы. Как отметил генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев, это позволит его группе получить больше клиентов. Кстати, «Аэрофлот» и S7 Airlines намерены в ближайшее время активно развивать собственные хабы в регионах.

Не без помощи бюджета

Создание двумя крупнейшими банками страны региональной авиакомпании, отмечают эксперты, позволит предоставить ей современные воздушные суда, взятые в лизинг на наиболее оптимальных финансовых условиях — в лизинговых компаниях, контролируемых ВТБ и Сбербанком. Но не только низкая ставка по кредиту гарантирует успех в региональных авиаперевозках, они серьезно зависят и от субсидий со стороны, как государства, так и регионов. И крупным банковским структурам, выполняющим в том числе социальную задачу, поставленную президентом, будет проще добиться бюджетных средств на субсидирование перевозок, без которых, как заявил глава ВТБ Андрей Костин, предприятие будет убыточным.

По его словам, инвестиции в создающуюся авиакомпанию составят не менее $1 млрд. При этом проект должен быть реализован на основе государственно-частного партнерства, хотя привлечение других банков пока не планируется. Отказался от сотрудничества в качестве оператора и «Аэрофлот». Пока идет разработка концепции нового перевозчика, организаторы не выходили и на правительственные структуры, но собираются это сделать до конца года.

Кстати, идея создания крупного регионального авиаперевозчика принадлежит руководителю Сбербанка Герману Грефу, отметил Андрей Костин, а не правительству, которое якобы дало соответствующее задание. Интересно при этом, что и Сбербанк, и ВТБ не собираются становиться акционерами новой региональной компании. По словам первого заместителя председателя правления Сбербанка Льва Хасиса, их участие будет заключаться в консультационной помощи и обеспечении авиакомпании летным парком на условиях лизинга.

Важным вопросом для нового перевозчика является выбор воздушных судов. По словам министра транспорта Евгения Дитриха, авиакомпания, вероятно, будет использовать как российские, так и зарубежные лайнеры. Пока не решено, какие самолеты приобретет авиакомпания, сказал Андрей Костин, это находится в процессе проработки. С другой стороны, некоторые эксперты считают, что банкирам придется поддерживать отечественное авиастроение, закупая лайнеры российского производства — ближнемагистральные SSJ-100 и готовящиеся к серийному выпуску среднемагистральные МС-21.

Новая авиакомпания может быть создана с нуля либо на базе действующего перевозчика и, возможно, не одного. По словам Льва Хасиса, Сбербанк собирается помочь консолидироваться уже существующим небольшим региональным авиакомпаниям, находящимся в непростом финансовом положении. Хотя, по мнению отраслевых аналитиков, банки будут выступать лишь финансовыми партнерами новой структуры и не станут напрямую заниматься организационными вопросами перевозок.

Власть дает добро

Намерение Сбербанка и ВТБ создать в России новую авиакомпанию регионального уровня полностью поддержал Минтранс РФ. Как заявил глава ведомства Евгений Дитрих, это будет способствовать конкуренции на рынке, расширится число направлений полетов, снизятся цены на билеты. В пресс-службе Министерства транспорта уточнили, что первые результаты работы над проектом можно будет рассматривать не ранее февраля 2019 года.

Руководитель Росавиации Александр Нерадько сообщил, что готов поддержать формирование новой региональной авиакомпании, приняв участие в консультациях по выбору типов воздушных судов и созданию маршрутной сети, в том числе в обход Москвы, но главное, что перевозчик может рассчитывать на субсидии в рамках как развития авиасообщения в регионах, так и лизинга авиатехники.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт