>  Авиационные гастарбайтеры

01.11.2012Авиационные гастарбайтеры

    Министерство транспорта РФ подготовило законопроект, который позволит российским авиакомпаниям принимать на работу иностранных пилотов, причем не только из стран СНГ, как ожидалось ранее
    Предлагается изменить статью 56 Воздушного кодекса РФ и федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». Примерно в декабре, после прохождения процедуры внутреннего согласования, сообщил заместитель министра транспорта России Валерий Окулов, новый документ будет отправлен на одобрение в Госдуму.
    Допуск пилотов-иностранцев в настоящее время запрещен законом. В то же время в последние годы в стране образовался значительный дефицит летных кадров — по оценке Минтранса, в тысячу человек. Даже в «Аэрофлоте» в настоящее время не хватает порядка 150 летчиков, в связи с чем весной 2012 года авиакомпания была вынуждена пойти на беспрецедентный шаг — объявила о выплате премии в 200 тысяч рублей тем пилотам, которые сумеют привести на работу в «Аэрофлот» своих коллег. Недостаток летного персонала ощущают и в других авиакомпаниях страны, прежде всего в региональных. И только в «Трансаэро» сообщили, что их штат укомплектован полностью.
    Руководители перевозчиков положительно отнеслись к новой инициативе Минтранса. Эксперты отмечают, что пилоты гражданской авиации из стран СНГ тоже проявляют определенный интерес к работе в России, и это вполне понятно: если, к примеру, в Беларуси месячная зарплата летчика составляет $5–6 тысяч, то в РФ она в среднем достигает $10–12 тысяч, а у пилотов SSJ-100, по некоторым сведениям, доходит до $25 тысяч. Интересны и другие показатели. В 1997 году на 20 млн пассажиров, которые в то время за год пользовались услугами авиатранспорта в России, приходилось 67 тысяч пилотов. В 2011 году, когда наши авиакомпании перевезли 64 млн клиентов, в стране насчитывалось лишь 12 тысяч пилотов.
    Однако, как заявил министр транспорта Максим Соколов, привлечение в авиакомпании иностранных пилотов, если и приведет российское законодательство в соответствие с международным, быстрых результатов все же не даст. Для решения данной проблемы специализированные училища в последние годы увеличили прием курсантов. За три последних года число учащихся на летных специальностях увеличилось в два раза по сравнению с показателями пятилетней давности. Намечено также принять специальную программу подготовки пилотов для региональной авиации. Осложняет ситуацию то обстоятельство, что молодых специалистов, недавно окончивших лётные вузы, приходится доучивать. Кроме того, значительная часть подготовленных в России пилотов по-прежнему уезжает за границу в иностранные авиакомпании, несмотря на то что в Европе из-за кризиса многие перевозчики вынуждены сокращать рабочие места.
    Причина происходящего руководителям отрасли, похоже, не совсем ясна. Эксперты считают, что условия работы пилотов в российских магистральных компаниях ничем не хуже, чем в зарубежных, благодаря чему многие иностранцы наверняка охотно перейдут в российские компании.

Иван Коблов

Свежий номер