>  Авиатранспорт взял курс на либерализацию

01.06.2012Авиатранспорт взял курс на либерализацию

  Министерство транспорта РФ, вопреки предсказаниям отдельных пессимистов, продолжает вести кампанию по демонополизации рынка воздушного сообщения России с Евросоюзом

  С транспортными администрациями европейских стран российский регулятор последовательно проводит двусторонние переговоры, которые выглядят достаточно результативными. Уже намечены реальные изменения в сторону либерализации полетных правил на авиалиниях, соединяющих нашу страну с Италией, Францией, Германией. На подходе аналогичные перемены и на других направлениях. До конца года представители Минтранса намерены провести переговоры с авиационными властями 29 государств Европы.

  Еще в начале 2012 года правительство России поручило Минтрансу в ходе переговорного процесса с коллегами из ЕС обеспечить изменения в части назначения со стороны РФ не менее двух авиаперевозчиков на популярных направлениях полетов. Исходя из этого, ведомство и строит свою международную политику. В свою очередь, появление на регулярных авиалиниях дополнительного назначенного от государства перевозчика, согласно прогнозам специалистов, снизит цены на билеты минимум на 30%. Насколько это верно, теперь нетрудно убедиться на практике. Ведь в июне/июле на ряд регулярных зарубежных маршрутов выйдут новые и в то же время хорошо знакомые всем авиакомпании страны, но уже в ином для них качестве.

ИТАЛИЯ СТАЛА ПЕРВОЙ

  Именно с Италии транспортные власти России начали процесс либерализации воздушного сообщения. И это не случайно. В конце прошлого года именно итальянское направление стало причиной крупного скандала в отрасли. В декабре авиакомпания «Трансаэро» попыталась организовать на новогодние каникулы чартеры в Италию. Росавиация сначала разрешила перевозку, но после отменила свое разрешение. Тем не менее победителем в конфликте вышла «Трансаэро», которой позволили выполнить заявленную новогоднюю программу. Как считают многие авиационные эксперты и руководители, последовавшее громкое разбирательство по этому делу, перешагнувшее ведомственные границы, и стало причиной ликвидации прежней системы распределения между авиакомпаниями зарубежных рейсов.

  До последнего времени на российско-итальянских регулярных авиамаршрутах могли выполнять полеты лишь по одному назначенному перевозчику от каждой страны — «Аэрофлот» и Alitalia, входящие, кстати, в глобальный альянс SkyTeam. Компании летали по маршрутам Москва — Рим и Москва — Милан, осуществляя каждая по 14 рейсов в неделю по каждому из направлений. Но в нынешнем феврале между Россией и Италией было подписано обновленное межправительственное соглашение. Стороны договорились назначить еще по одному перевозчику для выполнения регулярных полетов между ключевыми пунктами — Москвой, Римом и Миланом, увеличив одновременно число рейсов вдвое — до 28 в неделю по каждому маршруту.

  Были также разрешены регулярные рейсы в Рим, Милан, Римини, Верону, Геную, Болонью, Венецию и Неаполь из ряда других российских городов, за исключением Москвы. Было принято решение о том, что чартеры из российских регионов смогут летать в города Италии без согласования с назначенными перевозчиками.

«ТРАНСАЭРО» ПОБЕДИЛА

  На появившееся место второго регулярного авиаперевозчика по Италии от России претендовали более десяти авиакомпаний. Основными же претендентами считались «Сибирь», UTair и, конечно же, «Трансаэро». Причем та роль, которую эта компания сыграла во всей «итальянской истории», позволяла наблюдателям называть ее фаворитом. В целом было подано около 200 заявок на итальянские полеты из Москвы и регионов от 15 авиакомпаний на осуществление более 250 рейсов в неделю.

  В конце апреля комиссия Росавиации по допуску авиакомпаний к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и грузов выбрала второго назначенного перевозчика на выполнение регулярных рейсов из Москвы в Рим и Милан. Конечный результат вряд ли кого удивил: как и ожидалось, победила «Трансаэро».

  Комиссия Росавиации также решила удовлетворить заявки авиакомпаний на регулярные рейсы из Москвы в ряд новых полетных пунктов Италии. «Аэрофлоту» разрешено летать в Болонью (ежедневно); «Трансаэро» — в Венецию и Римини (по 3 рейса в неделю); «Сибири» — в Болонью, Верону и Геную (по 2 рейса в неделю). Кроме того, «Трансаэро» получила право выполнять полеты из Санкт-Петербурга в Милан и Рим (по 3 раза в неделю), а «Россия» — в Неаполь, Палермо и Римини (по 2 раза в неделю). Итальянские частоты на регулярные и чартерные рейсы были распределены и из других городов России.

  Что касается второго назначенного перевозчика со стороны Италии, то он пока неизвестен. Основным претендентом на эту роль называют авиакомпанию Wind Jet, а также компании Meridiana fly и Air Dolomiti.

ПРОРЫВ НА ФРАНЦУЗСКОМ НАПРАВЛЕНИИ

  Воздушное сообщение России с Францией, весьма востребованное среди россиян, регулировалось всегда особо жестко. На регулярных маршрутах здесь тоже присутствовал лишь один перевозчик, назначенный от каждой страны. Полеты из Москвы в Париж, а также Ниццу от России осуществлял «Аэрофлот», а из Петербурга — «Россия». Ими выполнялись и продолжают выполняться 64 рейса в неделю. Кроме того, дважды в неделю из Москвы в Лион летает «Трансаэро», и по одному еженедельному рейсу в Париж осуществляют из регионов «Уральские авиалинии» и «Якутия». От Франции регулярные линии в Москву из Парижа и Марселя обслуживает Air France.

  Авиационные специалисты не раз отмечали, что имеющиеся ограничения ощутимо тормозят рост объемов воздушных перевозок между Россией и Францией. С этим на мартовской встрече в Париже согласились и транспортные министры обеих стран — Игорь Левитин и Тьерри Марьяни. Оба руководителя отрасли, как было сказано в официальных комментариях, пришли к пониманию необходимости увеличения количества французских разрешений для российских авиаперевозчиков.

  Авиационные власти России и Франции в начале апреля согласовали введение вторых назначенных перевозчиков на направлениях из Москвы в Париж (аэропорт «Орли») и Ниццу. Полеты начнутся после завершения всех необходимых процедур и будут выполняться новыми авиакомпаниями на каждой из двух линий ежедневно.

«СРАЖЕНИЕ» ЗА ФРАНЦИЮ

  Конкурс о назначении дополнительного перевозчика между Москвой и французскими городами начался 25 апреля. За право стать официально назначенным авиаперевозчиком на маршрутах Москва — Париж и Москва — Ницца с российской стороны начала борьбу примерно та же группа ведущих перевозчиков страны, что и на итальянском направлении. Лидерами среди них также считались «Трансаэро» и «Сибирь», подавшие заявки на оба направления.

  Ожидалось, что выбор между претендентами, как было с Италией, сделает авиационный регулятор. Однако 28 апреля вышел приказ Минтранса РФ о формировании межведомственной комиссии, к которой перешли функции Росавиации по распределению международных маршрутов между российскими авиакомпаниями. В связи с этим эксперты даже высказали опасение, что создающийся орган, представленный сразу семью ведомствами, имеющими разные интересы, может затянуть процесс согласования нового назначенного перевозчика на французских направлениях.

  От Франции на роль второго назначенного перевозчика на российских маршрутах претендует лишь один сильный игрок — Aigle Azur. Эта воздушная компания, совладельцем которой в начале нынешнего года стала китайская Hainan Airlines, хотя и считается второй во Франции, сравнительно небольшая: авиапарк Aigle Azur включает всего 12 среднемагистральных лайнеров Airbus 320.

ГЕРМАНИЯ — ПРИМЕР ДЛЯ ВСЕХ

  Исторически сложилось так, что наиболее демократично организация международных полетов России строилась на немецком направлении. В настоящее время авиационное сообщение между странами осуществляется на паритетной основе, полеты по регулярному расписанию от каждой из сторон выполняют сразу три авиакомпании. Нашу страну представляют назначенные перевозчики «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Россия»; в Германии такой же статус имеют Lufthansa, Air Berlin и Germanwings. Согласно межправительственному соглашению между Россией и Германией, предусматриваются полеты между 10 городами с каждой стороны.

  Казалось бы, свободы на российско-германских маршрутах хватает вполне. Тем не менее авиационные администрации двух стран договорились о включении в таблицу авиамаршрутов по одному новому регулярному направлению от каждой стороны. Для российских авиакомпаний им стал курортный город Баден-Баден, а для немецких — Калининград. Количество полетных частот не ограничено. Первые рейсы по новым маршрутам должны стартовать уже в начале лета. С каждой стороны на новых направлениях будут назначены сразу по три перевозчика.

  Интересно, что на переговорах немецкая сторона предлагала расширить географию регулярных полетов между странами до 16 городов, а также выступала за снятие любых ограничений, касающихся числа назначенных перевозчиков. Россия со своей стороны предлагала ввести четвертого пассажирского авиаперевозчика на популярной линии Москва — Берлин. Основным претендентом на включение в список назначенных на этом маршруте считается «Сибирь», и прежде всего потому, что у компании есть соглашение о партнерстве на этой линии с Аir Berlin.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ ДОСТИГНУТО

  Прошло уже несколько раундов переговоров между авиационными властями России и Испании. Стороны обсудили возможность назначения по третьей авиакомпании на регулярных маршрутах Мадрид — Москва и Барселона — Москва, а также целесообразность назначения от каждой страны второго перевозчика, выполняющего полеты между испанскими городами и Санкт-Петербургом. Окончательного решения по этим вопросам пока не достигнуто, но стороны подписали меморандум о взаимопонимании.

  В настоящее время количество полетных частот на направлении Мадрид — Москва составляет по 28 в неделю с каждой стороны; на линии Барселона — Москва 42 еженедельных рейса; Аликанте — Москва — 14 рейсов. На петербургском направлении число еженедельных рейсов доходит до 14. Между остальными городами обеих стран число воздушных перевозчиков не ограничено, а перелеты на каждой паре пунктов могут доходить до ежедневных.

  Министерство транспорта РФ также приняло проект поправок к соглашению о воздушных перевозках между Россией и Болгарией. И теперь, согласно планируемым нововведениям, на известных российско-болгарских линиях смогут летать по три авиаперевозчика от каждой из сторон. Минтранс и Росавиация заверили участников рынка, что у чартерных перевозчиков, желающих отправиться в пункты Болгарии, не будет сложностей при получении допусков на полеты.

  Еще до майских праздников было известно, что, помимо назначенных перевозчиков S7 Airlines и Bulgaria Air, в Болгарию нынешним летом на регулярной основе полетит «Аэрофлот». Разрешение на выполнение чартеров свободно получили «Трансаэро», «Оренбургские авиалинии», «Когалымавиа», Nordstar, «Авиалинии Кубани», «Ямал», «Глобус» и некоторые другие авиакомпании. Более того, эксперты предупредили, что из-за отсутствия явных ограничений при допуске в воздушное пространство Болгарии на рынке авиачартерных услуг в предстоящем сезоне можно ожидать переизбытка перевозок.

  Изменение в организацию полетов внес и российско-кипрский меморандум о взаимопонимании. Согласно этому документу, чартерные рейсы, следующие в Ларнаку и в Пафос из Москвы и Санкт-Петербурга, теперь не требуется согласовывать с назначенными перевозчиками. Правда, разрешение не требуется лишь в период высокого сезона — с 1 июня по 20 сентября. На наиболее популярных маршрутах — из Москвы и Петербурга в Ларнаку и Пафос, решено оставить по одной назначенной компании от каждой стороны. При этом не установлены ограничения по частоте полетов и типам воздушных судов, их выполняющим.

Подготовил Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт