>  Авиакомпании уходят от банкротства

01.02.2009Авиакомпании уходят от банкротства

Авиакомпании уходят от банкротства

  Финансовый кризис продолжается, а значит, ничего хорошего в ближайшее время российской гражданской авиации ожидать не приходится. После нашумевшего в прошлом году «дела AiRUnion» немало аналитиков отрасли предрекают и в нынешнем году не менее громкие банкротства отечественных воздушных компаний. Другие эксперты и специалисты, напротив, утверждают, что даже несмотря на начавшееся ухудшение основных показателей работы авиатранспорта разорение крупным и средним авиапредприятиям вряд ли грозит. Как бы там ни было, но буквально накануне Нового года избежать остановки рейсов удалось двум ведущим авиакомпаниям страны — «КД авиа» и ГТК «Россия». Вот как это было.

«КД авиа»

  К концу 2008 года калининградская авиакомпания «КД авиа» сумела погасить более 3 млрд руб. долга, ушедшего на облигационный заем. А до этого, к середине года, ее совокупная задолженность составляла 7,1 млрд руб., достигнув к концу года почти 9 млрд руб. В октябре перевозчик даже допустил технический дефолт: не смог оплатить купон облигаций на сумму около 80 млн руб.

  В итоге первый и пока единственный проект создания регионально-международного авиационного хаба — пересадочного узла в калининградском аэропорту «Храброво», подвергся весьма серьезной угрозе закрытия. Ведь реализовать его, как известно, удалось именно компании «КД авиа». Структура начала функционировать с июня 2007 года. С того времени основным направлением деятельности компании стала перевозка пассажиров из десятка городов России в ряд стран Европы с пересадкой в воздушном порту Калининграда. В случае же ее закрытия Москва вновь стала бы безальтернативным центром регулярных авиаперелетов за рубеж для многих регионов России.

  Однако «КД авиа» продолжает выполнение прежних рейсов, с которыми увязаны, в том числе, и некоторые региональные туристические программы в Европу. Но для этого пришлось предварительно и в срочном порядке изыскивать средства на погашение громадных задолженностей. Еще в конце ноября исполнительный директор «КД авиа» Леонид Ицков заявлял, что авиакомпания может в самое ближайшее время остановить полеты, если ей не удастся внести требуемые платежи по кредитам. При этом, по его словам, перевозчик так и не получил обещанной от государства финансовой помощи. Ситуация, отмечают специалисты, была доведена практически до крайности.

  Но всё обошлось, и новым собственником «КД авиа» стал банк «Санкт-Петербург», который являлся ее основным кредитором, о чем сообщил губернатор Калининградской области Георгий Боос. (Напомним, прежде около 90% акций ОАО «КД авиа» находились в ведении председателя его совета директоров Сергея Грищенко, а 9% — у правительства области.) По словам Бооса, такое решение обладминистрации удалось найти совместно с Минтрансом РФ. Банк «Санкт-Петербург» стал и стратегическим инвестором компании, продолжив финансирование ее регионально-европейского проекта перелетов. Наконец, в декабре компанию возглавил новый генеральный директор Геннадий Болдырев — представитель новых собственников и выходец из ГТК «Россия».

  Одновременно руководство ОАО «КД авиа» приняло решение о разделении своего бизнеса на два самостоятельных юридических лица: аэропорт и авиакомпанию. В дальнейшем компания скорее всего лишится контроля над аэропортом Калининграда — таково условие Минтранса РФ. Со своей стороны министр транспорта Игорь Левитин пообещал, что государство окажет определенную помощь «КД авиа». Назван и потенциальный покупатель «Храброво» — компания «Международный аэропорт «Шереметьево». По оценкам руководства авиакомпании, рыночная стоимость аэропорта составляет $170 млн.

  Остается добавить, что сейчас в парке воздушной компании самого западного анклава страны числятся 17 возрастных лайнеров Boeing 737-300, взятых в лизинг на пять лет. В то же время у «КД авиа» весьма серьезные намерения по обновлению флота. Прошлым летом ею был подписан контракт на 25 самолетов Airbus каталожной стоимостью $1,7 млрд. Надо отметить, что покупать летную технику зарубежного производства «КД авиа» выгодно, поскольку она базируется в калининградской ОЭЗ, а потому не платит таможенные пошлины в размере 20%, а также 18% НДС от стоимости покупки.

ГТК «Россия»

  Лишь в самом конце декабря стало известно, что ГТК «Россия» смогла договориться об отсрочке выплаты долга, грозившего авиаперевозчику полной остановкой его деятельности. Впрочем, специалисты и ранее сходились во мнении, что вряд ли будет позволено начать процедуру банкротства компании, выступающей авиаперевозчиком высших госчиновников. Несмотря даже на то обстоятельство, что прошлым летом президент подписал указ о реорганизации ФГУП «ГТК «Россия» путем выделения из ее состава отдельного имущественного комплекса, предназначенного для обеспечения авиатранспортом высших должностных лиц государства. Ведь на эту, как выяснилось, далеко не простую процедуру, отметил генеральный директор компании Сергей Михальченко, уйдет не меньше года.

  Основными кредиторами пока еще президентской компании стали питерский аэропорт «Пулково» и в первую очередь топливозаправочная компания (ТЗК) «Совэкс», которой ГТК «Россия» задолжала 1,3 млрд руб. Как и ожидалось, в конце декабря удалось добиться мирного разрешения конфликта. И хотя «Совэкс» подал заявление в арбитражный суд, авиакомпания тем не менее без особых усилий смогла договориться с ТЗК о реструктуризации задолженности. Согласно достигнутому мировому соглашению просроченный долг будет погашаться частями до конца июня 2009 года.

  Долг, как сообщил глава компании Сергей Михальченко, накопился у ГТК «Россия» потому, что «Альфа-банк» в августе 2008 года приостановил ее трехлетнюю кредитную линию, открытую лишь в январе. Интересно, что произошло это после начала массовых задержек вылетов альянса AiRUnion, и официальное объяснение отказа — высокие риски в гражданской авиации. Средства же ГТК потребовались на обновление парка: за два года она намерена ввести в эксплуатацию 28 воздушных судов зарубежного производства.

  ГТК «Россия» продолжает переговоры с рядом банков о предоставлении кредита, отмечает ее пресс-служба. Однако выйти из непростого финансового положения, считают эксперты, компании поможет только государственное финансирование, и имеются весьма веские основания для его получения. По указу президента России авиакомпания должна быть акционирована и передана госкорпорации «Ростехнологии», после чего она сможет войти в создающийся авиационный холдинг «РосАвиа» («Авиалинии России»).

  Однако против этого активно выступают как руководители «России», так и петербургские чиновники во главе с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко. В связи с этим и многие участники авиатранспортного рынка рассматривают «завершившийся» конфликт вокруг топливного обеспечения ГТК как борьбу за контроль над авиакомпанией. Так что, будущее президентской авиакомпании продолжает пребывать в неизвестности.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт