Главная

10.09.2006Авиакомпании low-cost в Москве и Петербурге

Авиакомпании low-cost в Москве и Петербурге

Москва и Санкт-Петербург считаются одними из самых перспективных направлений для международных авиакомпаний, работающих по системе low-cost, в частности потому, что спрос на дешевые авиаперевозки в нашей
стране ежегодно растет.

Как известно, компании-дискаунтеры предоставляют клиентам низкие тарифы за счет значительного снижения издержек в работе главным образом благодаря использованию однотипных самолетов, ограничению веса,
размеров багажа и ручной клади, отказа от бесплатных услуг на борту, полетам во второстепенные аэропорты, а также за счет продажи билетов через Интернет-сайты. Сейчас в нашу страну летают четыре дискаунтера —
Germania Express, Germanwings, Wind Jet и Norwegian Air Shuttle.

Первой на московском рынке более двух лет назад появилась немецкая компания Germania Express. Она начала выполнять полеты в Берлин, Мюнхен и Дюссельдорф, и уже через несколько месяцев число ее рейсов возросло с 9 до 16 в неделю, а 100-местные самолеты Fokker 100 на большинстве направлений были заменены на 136-местные Boeing 737-300. Средняя загрузка рейсов Germania Express в 2005 году составила 76%.

Немецкая Germanwings также начинала с трех рейсов в неделю между Берлином и Москвой. Сейчас перевозчик выполняет также три рейса в неделю в Кельн, один — в Штутгарт и три рейса — в Кельн из Санкт_Петербурга.
До конца года появится дополнительный рейс Кельн — Москва и до трех в неделю увеличится  число полетов между Штутгартом и столицей России. Коэффициент загрузки кресел по маршруту Кельн — Москва составляет 85%,
по маршруту Берлин — Москва — 86%. Около 40% пассажиров Germanwings на российских рейсах составляют россияне.

Весной нынешнего года итальянский дискаунтер Wind Jet начал летать дважды в неделю из городка Форли в «Домодедово» на лайнерах А_320. Примерно в то же время в аэропорт «Пулково» отправилась первая скандинавская low_cost авиакомпания Norwegin Air Shuttle. Перевозчик выполняет три рейса в неделю между Осло и Петербургом на самолетах Boeing 737_300. По единодушному мнению экс-пертов, о полноценном рынке low-
cost в России сейчас говорить еще рано. Он находится лишь на стадии становления. Некоторые аналитики считают, что низкобюджетные авиаперевозки смогут сформироваться, только когда к нам начнут летать крупнейшие европейские дискаунтеры — ирландский Ryanair или британский Easy Jet. Эти компании уже пришли в Финляндию, Польшу и Латвию. Однако в российском небе их появление ограничено межправительственными соглашениями,
регламентирующими численность зарубежных авиакомпаний, совершающих рейсы в нашу страну.

Крометого, есть еще ряд важных факторов, сдерживающих развитие рынка недорогих авиаперевозок. Так, в Москве и Питере в настоящее время нет нецентральных аэропортов, допущенных к обслуживанию международных авиарейсов. В Москве бюджетным компаниям приходится выбирать между аэропортами «Домодедово» и «Внуково», в Петербурге же их воздушные суда могут приземляться только в «Пулково». Кроме того, в России отсутствует
законодательная база, позволяющая перевозчикам использовать полноценные электронные билеты. И далеко не все потенциальные российские пассажиры являются владельцами пластиковых карточек, а также входят в число
пользователей Интернета. Поэтому дискаунтерам приходится налаживать традиционную систему продажи авиабилетов, а значит нести дополнительные расходы.

Тем не менее, объемы low-cost перевозок в России продолжают увеличиваться. В ближайшее время ожидается появление еще нескольких европейских компаний. Так, открыть рейсы во «Внуково» планирует Norwegian Air. «Внуково» же, в свою очередь, завершает переговоры о начале полетов со словацкой авиакомпанией Sky Europe. В начале следующего года собирается выйти на российские маршруты австрийский low-cost Niki, планируя выполнять 7 рейсов в неделю между Москвой и Веной.  Уже нынешней осенью намерен начать полеты из Берлина в Петербург германский авиа-дискаунтер Air Berlin. Он станет вторым, после Germanwings, бюджетным перевозчиком из Германии, который принимает решение о работе в Северной столице. По мнению отдельных аналитиков, в ближайшие годы авиа-компании_дискаунтеры начнут активнее летать в Санкт-Петербург. Поскольку он ближе расположен к городам Западной Европы, перевозчики связывают развитие всего рынка low-cost в стране
именно с ним.


Иван Коблов

Свежий номер