>  Авиачартеры: назад в будущее

15.09.2015Авиачартеры: назад в будущее

Авиачартеры: назад в будущее

Прошедший летний сезон авиакомпаниям и заказчикам чартерных программ удалось отработать относительно спокойно. Во многом, отмечают в туроператорских компаниях, за счет крайне осторожной политики планирования. И в предстоящем низком сезоне турфирмы-заказчики предпринимают все возможное, чтобы избежать убытков.

Валюта правит рынком

В прошлом году в зимний период консолидаторы снизили объемы своих чартерных перевозок на 30–50%. Ввели различные ограничения в свою стратегию и авиакомпании. Так, «Аэрофлот» отменил блоки и чартеры, которых, впрочем, у него никогда много не было. Остальные перевозчики, в соответствии с запросами операторов, к предстоящему сезону продолжают уменьшать число заказных рейсов, хотя и не по всем маршрутам.

Как сообщает генеральный директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная, объемы чартерных перевозок компании, в зависимости от направления, остались на прошлогоднем уровне либо действительно сократились. Причем все чартеры в регионах, по ее словам, удалось сохранить полностью. TEZ Tour — другая ведущая операторская компания — тоже сохранила свои полетные направления: горнолыжные, экзотику, Египет и Таиланд. Но при этом ее программы туристических перелетов, по сравнению с прошлым годом, сократились на 45–50% и на московских, и на региональных маршрутах. Как отмечают в компании, они исходили из баланса спроса и предложения, руководствуясь главной задачей — рентабельность и безубыточность направления. Авиакомпания I Fly собирается выполнять тот же объем перевозки, что и прошлой зимой, а год назад объем ее чартерных полетов снизился примерно на 30%. Впрочем, зимнее расписание I Fly в начале сентября еще не было до конца сформировано, во многом из-за очередного скачка курсов доллара и евро.

Сейчас главным условием нормального функционирования авиатранспортного и туристического рынков остается стабильность валютных курсов, даже после их значительного роста. В апреле-мае и далее летом при показателе 54–57 рублей за доллар рынок смог продемонстрировать определенную динамику развития. А в августе-сентябре, при достижении 75 рублей за доллар, все резко изменилось, вплоть до полной остановки продаж. И неизвестно чего ждать. Поэтому прогнозов сейчас никто не делает, а лишь наблюдают за развитием событий. Период шока рынка от резкого скачка курса, по словам главы компании «Випсервис» Дмитрия Горина, составляет 2–3 недели.

Назад, в 2000-е годы

Эксперты считают, что свои провозные емкости на туристических маршрутах рынок уже определил. И в дальнейшем заказчики чартерных цепочек собираются проводить взвешенную политику. Если ситуация будет стабильной, то, соответственно, будут выставляться допрейсы, как это было в летнем сезоне, пусть и в ограниченном количестве. И наоборот, при неблагоприятном сценарии чартерные объемы будут сворачиваться.

Значительно сократятся в этом году региональные полетные программы. Основная тенденция рынка туристических перевозок — возвращение на 10, если не больше, лет назад. Как и в начале 2000-х, идет расширение московского авиаузла. Рост числа чартерных рейсов по ряду направлений происходит за счет отмены прямых зарубежных перелетов из регионов. Фактически Москва вновь становится гигантским транзитным хабом, и многие туристы, которые прежде летали непосредственно из российских городов, теперь отправляются в поездки из столичных аэропортов. Сюда уже переместилось где-то 20–30% прежних клиентов региональных рейсов.

В начале сентября полетные допуски чартеров на зимнюю навигацию, которая стартует с 27 октября, находились на рассмотрении в Росавиации. Программа полетов многих перевозчиков все еще пребывала в стадии формирования. В I Fly, к примеру, ожидали, что этот процесс, по словам гендиректора компании Георгия Баутина, завершится к середине сентября. Но и официально полученный допуск на полет еще не означает, что заявленные рейсы будут реализованы. Скорее, можно говорить о намерениях авиаперевозчиков, действующих по запросам туроператоров.

Жизнь в режиме онлайн

В случае глобальных потрясений, прежде всего валютных, непременно произойдет корректировка намеченных планов. В связи с чем операторские компании заняли выжидательную позицию. По-прежнему актуальным остается вопрос: какие рейсы, в каком объеме и по каким направлениям поднимать? Тенденция сезона такова: одновременно с централизацией чартеров в московском авиаузле идет их оперативная корректировка под спрос. И если появится хотя бы видимость стабильности, это послужит заметному росту реализации. Поскольку не только операторы, но и потребители сейчас выжидают, то существенно сократился и такой важнейший показатель работы, как глубина продаж авиаперевозки.

Пока же планы компаний — заказчиков чартеров не могут быть долгосрочными. Им приходится работать в режиме онлайн — по текущей ситуации. Чтобы не создавать лишней конкуренции, консолидаторы все чаще объединяются на чартерных маршрутах. Случаи проявления демпинга по-прежнему остаются, но отмечаются гораздо реже — рисковать теперь крайне опасно.

Даже старожилы не могут припомнить ситуацию, сложившуюся сегодня на туристическом рынке. Его участники в прежние кризисные годы не позднее чем через полгода нащупывали «дно», куда они опустились, и в соответствии с этим начинали выстраивать свою новую стратегию. Сейчас же, спустя год после начала кризиса, по-прежнему царит неизвестность.

Куда лететь зимой?

Основным чартерным направлением в предстоящем низком сезоне останется Египет, гораздо в меньшем объеме представлены Турция и ОАЭ. Продолжатся и горнолыжные полеты — по болгарскому и испанскому направлениям, в традиционные Зальцбург и Инсбрук, а также по французским маршрутам, которые сейчас определяют операторы.

Зимние объемы по Египту сохранились практически полностью, поскольку цены в этой стране невысокие, а соотношение «цена/качество», наоборот, на высоте. Из Москвы на египетские курорты, в частности, отправятся туристы компании Coral Travel. По ее заказу в Хургаду, Шарм-эль-Шейх и Марса-Алам полетит ее партнерская авиакомпания Royal Flight и «Уральские авиалинии». Также с «Уральскими» и «Трансаэро» Coral Travel направится, соответственно, в Рас-эль-Хайму и Дубай. И опять же «Уральские авиалинии» повезут туристов компании в Эрзурум и Анталию. Другой ведущий оператор TEZ Tour собирается отправлять своих клиентов в Шарм-эль-Шейх чартерами авиакомпании I Fly. А вот на маршрутах в ОАЭ компания собирается воспользоваться услугами «Аэрофлота» и зарубежных перевозчиков.

Наиболее значительное снижение частоты полетов ожидается на дальнемагистральных маршрутах, и прежде всего в Таиланд. Виной тому неопределенность, а также высокие тарифы на перевозку. Правда, «Аэрофлот» пока не сокращает свои дальние полеты, выполняемые не на чартерной, а на регулярной основе. И как отмечают операторы, не исключено, что заявленных рейсов в этот раз окажется вполне достаточно. Исключение составляет Вьетнам, пользующийся довольно высоким спросом. Причина тому — недорогой и качественный сервис. По мнению специалистов «Пегас Туристик», на этом направлении, при успешном развитии ситуации, можно ожидать даже определенного роста пассажиропотока. Из намеченных дальних направлений можно также назвать интересные цепочки Coral Travel на Гоа (авиакомпания Royal Flight) и в Нячанг (Azur Air).

«Трансаэро» добавляет вопросов

Крупнейшим чартерным перевозчиком страны по-прежнему остается «Трансаэро», благодаря, прежде всего, своим многочисленным широкофюзеляжным лайнерам. Хотя предстоящее вхождение компании в состав «Аэрофлота» добавило туроператорам беспокойства относительно возможных действий новых владельцев.

Но еще до объявленного 1 сентября предстоящего слияния компания провела серьезное сокращение своей маршрутной сети. По имеющимся сведениям, ее кредиторы выставили на сей счет весьма жесткие условия, объявив, что готовы финансировать только доходные рейсы. («ЮТэйру», напомним, в аналогичной ситуации пришлось отказаться почти от половины маршрутов.) Поэтому сейчас «Трансаэро» в гораздо большей степени регулярный перевозчик, чем год назад. Он заметно увеличил долю полетов по России, начав активно летать в Хабаровске, Владивостоке, Сочи, Симферополе и по другим направлениям. Но сохранила и свой туристический сегмент, пусть и в меньшем объеме. Основным консолидатором чартеров у «Трансаэро» выступает «Библио Глобус», объем заказов которого составляет, по мнению экспертов, до 70–80% от их общего числа.

Активны сегодня и другие чартерные перевозчики, включая и аффилированные с ведущими туроператорами. Это, в первую очередь, Metrojet, Royal Flight, I Fly, Red Wings, Nord Star, Azur Air. Все они прошлой зимой сократили свои чартерные перелеты. Причем кто-то сделал это буквально сразу же, а кто-то плавно в течение сезона. В этом же сезоне авиакомпании стараются, как правило, сохранить прошлогодние направления и частоту полетов.

Прогноз на зиму

Прогнозы в нынешнее время — занятие неблагодарное, поэтому мало кто из участников рынка берется заглядывать в будущее. Всем ясно одно: скорых улучшений ждать не приходится. Как считает генеральный директор «Випсервиса» Дмитрий Горин, в период 2016–17 годов спрос не восстановится, хотя, вполне возможно, и стабилизируется. Но чтобы вернуться на уровень 13-го года, требуется многое, в первую очередь стабилизация курса. Сейчас, после резкого скачка в конце августа, потребительский спрос, по мнению г-на Горина, может восстановиться лишь в конце октября, когда надо будет планировать зимний отдых. Пока наблюдается явный провал в реализации авиаперевозки, причем совпал он с традиционным межсезонным падением спроса. Прежде сезонное снижение компенсировалось продажей зимних программ, чего сейчас нет. Так что самым сложным окажется именно нынешний переходный период. Относительно самой зимы многие операторы настроены спокойно. «Пережили прошлый сезон, переживем и эту зиму». Впрочем, далеко не всем это удалось: из более чем двух тысяч туроператоров в строю осталось 850. А из почти 37 тысяч агентств многие закрылись, объединились либо серьезно скорректировали свой бизнес. В то же время в нынешнем году не было громких банкротств. И это, считают эксперты, говорит о том, что отрасль нашла некий, столь необходимый ей баланс. Компании приспособились к работе в кризис, да и клиент к нему уже привык. Это сегодняшние реалии российского турбизнеса. А как констатирует Анна Подгорная: «Сезон по-любому состоится, пусть и окажется непростым, люди все равно продолжат летать на отдых. И уж поверьте, скучно зимой нам не будет…».

Игорь Горностаев

 

Еще статьи из категории Авиатранспорт