TTG Luxury Russia
Azimut Hotels
Sharjah

Свежий номер




 >  Авиабизнес подводит итоги
Авиатранспорт

07.03.2003 Авиабизнес подводит итоги

Авиабизнес подводит итоги

Ежегодно в феврале на рынке авиационных перевозок наступает затишье. Низкий зимний сезон подходит к завершению, а до высокого - летнего - еще достаточно далеко. Это относительно спокойное время воздушные компании и другие структуры авиабизнеса обычно используют для подведения официальных итогов работы в предыдущем финансовом году


Пятерка лидеров

Объемы перевозок в гражданской авиации России после 10 лет ежегодного снижения впервые в 2001 году начали расти. А в 2002-м общее число пассажиров, перевезенных воздушным транспортом, увеличилось еще на 5,8%, составив, по данным Минтранса РФ, в общей сложности 26,5 млн чел. Первые пять мест по данному показателю сохранили за собой "Аэрофлот - российские авиалинии", "Сибирь", "Пулково", UTair (бывшая "Тюменьавиатранс") и "Красноярские авиалинии".

Хотя "Аэрофлот" в прошлом году остался бесспорным лидером отрасли, перевезя 5,49 млн пассажиров, их число сократилось на 6% по сравнению с 2001-м. В департаменте компании по связям с общественностью объясняют это следствием проводимой перевозчиком политики, нацеленной на увеличение прибыльности, пусть даже и в ущерб объему пассажиропотока.

"Сибирь", занимающая второе место, в 2002 году перевезла 2,69 млн пассажиров, увеличив число своих клиентов на 41%. Третье место досталось Государственному унитарному авиапредприятию "Пулково", чьи объемы возросли на 10,2% и составили 2,07 млн пассажиров. На четвертой позиции находится UTair с 1,3 млн перевезенных пассажиров, рост ее показателя составил 22,3%. Замыкают пятерку "Красноярские авиалинии" с личным рекордом - 1,233 млн чел., прирост 20%.

Руководители этих воздушных компаний объясняют свой успех примерно одинаково: удалось открыть новые линии, увеличить частоту полетов и оптимизировать маршрутную сеть. При этом все они, практически в один голос, утверждают, что уже в текущем году их пассажиропоток будет увеличиваться примерно вдвое медленнее, чем в 2002-м. Основной причиной, на которой основаны такие прогнозы, является то обстоятельство, что рынок авиаперевозок близок к насыщению, и именно поэтому бурного роста объемов ожидать не приходится.

"Аэрофлот - российские авиалинии"

В феврале предварительный подсчет итогов деятельности компании в 2002 году показал, что доходы авиаперевозчика составили $1,448 млрд (прирост 3,5%), а расходы - $1,347 млрд. Чистая прибыль при этом достигла $74 млн. За весь прошлый календарный год услугами "Аэрофлота" воспользовались в общей сложности 5,49 млн пассажиров, а почты и грузов было перевезено 109,9 тыс. тонн.

Улучшились финансовые показатели работы предприятия. Так, коммерческая загрузка и занятость пассажирских кресел зафиксированы на уровне 56,4% и 68,4%, соответственно, и возросли на 2,9% и 2,6%. Достигнутый результат вполне сопоставим с показателями ведущих европейских компаний. Удельный вес работ на новейших лайнерах А310, В767, В737, В777 и Ил-96-300 составил в общем пассажирообороте 72,1% (в 2001 году - 61,9%), а на самолетах Ту-154 - 22%.

Кроме того, "Аэрофлот" является одним из крупнейших отечественных налогоплательщиков. В 2002-м компания заплатила в государственную казну 3,2 млрд руб. Окончательные финансовые итоги прошлого года будут доложены совету директоров ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" в марте. Однако, как отметил генеральный директор компании Валерий Окулов, принципиальной разницы между результатами быть не должно, и уже сейчас можно констатировать ощутимый рост доходов от ее основной деятельности - авиаперевозок.

Одновременно подведены итоги производственно-коммерческой деятельности авиакомпании и за январь текущего года. За этот месяц "Аэрофлот" перевез 391,8 тыс. пассажиров, в том числе 6,7 тыс. - на чартерных рейсах. Объемы работ к уровню, достигнутому предприятием в 2002 году в целом, возросли по всем показателям.
В том числе показатель пассажироперевозок увеличился на 8,9%, причем на международных направлениях рост составил 6,7%, а на внутренних - 15,7%. Операционный результат в сравнении с январем 2002-го, по данным департамента по связям с общественностью компании, улучшен на $9,4 млн.


"Красноярские авиалинии"

В прошедшем году услугами "КрасЭйр" воспользовались 1,233 млн пассажиров, что на 20% больше, чем в 2001-м. На регулярных рейсах ее воздушные суда перевезли почти 904 тыс. пассажиров, прирост составил 3%.

В 2002-м авиакомпания выполнила 4355 парных рейсов, что опять же превышает прежние показатели на 20%. Коэффициент занятости пассажирских кресел возрос до 77,2% (+8,1%), а коэффициент коммерческой загрузки - до 76,7% (+3,6%). Финансовый оборот "КрасЭйр" достиг 4,551303 млрд руб., что на 36% выше показателя 2001-го.

В связи с реализацией узлового расписания, значительно увеличился поток пассажиров, проходящий через аэропорт "Красноярск". В прошлом году воздушная гавань приняла и отправила 1,041 млн пассажиров, что опять же больше прежних объемов на 22%.


"Домодедово"

Общий пассажиропоток в международном столичном аэропорту в 2002 году вырос на 73% и составил около 6,7 млн пассажиров (в 2001-м - 3,86 млн). Для сравнения, этот показатель по всему Московскому авиаузлу (МАУ) за минувший год увеличился на 6%.

Наибольший рост пассажирских перевозок зарегистрирован на маршрутах в пункты дальнего зарубежья. На этих направлениях было перевезено около 1,8 млн пассажиров, что в четыре с лишним раза больше, чем год назад. Объем перевозок в страны СНГ за минувший год вырос на 30% и достиг 1,013 млн чел. На внутренних линиях годовой прирост составил примерно 45% или около 3,9 млн чел. Именно на внутренних направлениях "Домодедово", несмотря ни на что, сохранил свое лидерство среди московских аэропортов.

Пассажиропоток на регулярных рейсах вырос на 44%: в 2001-м его объем составлял 3,6 млн чел., а в 2002-м - 5,2 млн чел. Увеличение произошло в том числе и за счет рейсов не так давно появившихся в этой столичной гавани авиакомпаний - "Сибири", "Калининградавиа", UTair, "Кавминводыавиа", "Армавиа", "Эйр Казахстан", Adria (Словения) и ряда других, с прошлого года базирующихся в аэропорту "Домодедово".

Пассажиропоток на чартерных рейсах в страны ближнего и дальнего зарубежья в 2002 году увеличился более чем в 6 раз и составил 1402871 чел. (в 2001-м - 217905 чел.). Чартеры из "Домодедово" выполнялись по 114 международным направлениям. Аэропорт с начала летнего сезона вышел на первое место в МАУ по числу этих авиаперевозок. Их рост в "Домодедово" обусловлен, среди прочего, и общей тенденцией развития чартерного рынка: в Московском авиаузле отмечено увеличение объемов данного вида транспортировки на 36%.

При всем том значительное увеличение доли чартерных рейсов не лучшим образом сказалось на работе аэропорта в период высокого сезона. Грядущим летом, как утверждает администрация воздушного комплекса, ничего подобного уже не произойдет. И прежде всего потому, что на 2003 год планируется не более чем 30%-ный прирост чартерных перевозок. Кроме того, домодедовцы собираются увеличить пропускную способность аэровокзала за счет ввода в строй новых производственных площадей, десятка новых телетрапов и дополнительных стоек регистрации пассажиров.

Как считает генеральный директор международного аэропорта "Домодедово" Сергей Рудаков, наглядным подтверждением того, что коллектив вверенного ему аэровокзального комплекса научился обслуживанию в пиковые даты, служит четкая работа в прошедший период рождественско-новогодних праздников. А поскольку Новый год, по утверждению г-на Рудакова, "служит генеральной репетицией высокого сезона", то о "трафиках в "Домодедово" можно забыть навсегда".



Иван Коблов