>  «Аэрофлоту» нравится «Сибирь»

01.12.2008«Аэрофлоту» нравится «Сибирь»

  В конце октября генеральный директор авиакомпании «Аэрофлот» Валерий Окулов направил письмо на имя министра транспорта Игоря Левитина. В нем глава крупнейшего авиаперевозчика страны просит содействия в приобретении блокирующего пакета акций (25,5%) перевозчика №2 — ОАО «Авиакомпания «Сибирь», известного под торговой маркой S7 Airlines.

  Основным акционером «Сибири» в настоящее время выступает Наталья Филева — супруга и первый заместитель генерального директора компании Владислава Филева. В ее ведении находятся 63,1% акций. Остальные акции пребывают на руках мелких держателей, в первую очередь сотрудников компании. Государство же контролирует лишь блокпакет. В то же время, как следует из письма, «Аэрофлот» собирается стать владельцем всего или, по крайней мере, контрольного пакета акций «Сибири», даже несмотря на то, что значительная их часть находится на руках частных владельцев.

  Как сообщил Валерий Окулов министру (содержание аэрофлотовского послания подробно изложило агентство «Интерфакс»): «Для консолидации внутренних перевозок в настоящий момент мы прорабатываем возможность приобретения авиакомпании S7 — второго по величине перевозчика на внутреннем рынке страны». «Аэрофлот», как следует из документа, рассчитывает на последующее наращивание доли акций этого авиаперевозчика, необходимом для консолидации, прежде всего, на внутрироссийских направлениях полетов.

  Далее в послании говорится: «На совместной базе предполагается создать современный унифицированный флот воздушных судов и эффективную совмещенную международную и внутреннюю сети маршрутов с хабами в крупных городах России, что обеспечит возможность выживания и развития отрасли». При этом глава «Аэрофлота» напоминает, что укрупнение авиакомпаний соответствует стратегической политике Минтранса, проводимой в последние годы, и особо подчеркивает, что его предложение можно осуществить лишь при поддержке государства. В то же время реализацию намеченного проекта он предлагает начать не с обычного поглощения одним перевозчиком другого, а с координации их деятельности. Сроки воплощения задуманного в документе не указаны.

Вокруг возможной сделки

  После того как о письме стало широко известно, журналисты кинулись узнавать подробности и высказывать предположения относительно того, что предшествовало его появлению. То, что подобный документ был отправлен в Минтранс, сам гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов не подтвердил и не опроверг и от каких бы то ни было комментариев отказался. Реальное существование послания признала пресс-служба авиакомпании. По словам ее руководителя Ирины Данненберг, на ближайшее время намечены консультации «Аэрофлота» и «Сибири», на которых будет выработана совместная позиция.

  В свою очередь представители «Сибири» тут же сообщили, что никаких переговоров с «Аэрофлотом» об объединении не ведут и даже не имеют подобных намерений. Из Минтранса никаких комментариев не последовало, поскольку, сообщили в пресс-центре министерства, решения по этому вопросу еще не приняты. Но согласно неподтвержденным данным, чиновники не особо настроены на поддержку инициативы «Аэрофлота». К тому же окончательное решение о передаче блокирующего пакета предстоит принимать Минэкономразвития.

  В авиационном сообществе распространилось устойчивое мнение, что желание «Аэрофлота» получить часть акций «Сибири» сформировалось после начала создания нового авиационного холдинга «Авиалинии России» на базе альянса AiRUnion. Сейчас и в ближайшие годы, по мнению аналитиков, новая гигантская авиаструктура вряд ли сможет составить конкуренцию национальному перевозчику. Однако в дальнейшем такой вариант исключать не стоит, и потому подстраховаться ни в коем случае не помешает. Это доказывают и простые арифметические подсчеты. Если в прошлом году воздушные компании, которые должны войти в состав «Авиалиний России», перевезли более 11 млн пассажиров, то «Аэрофлот» — 10,2 млн. Показатель же «Сибири» — 5,7 млн пассажиров, что в совокупности с аэрофлотовскими объемами значительно превосходит даже потенциальные возможности конкурента.

История и современность

  Впрочем, интерес «Аэрофлота» к «Сибири» появился далеко не сегодня и не вдруг. Несколько лет назад крупнейшая российская авиакомпания уже обращалась к авиационным властям с аналогичным предложением о передаче госпакета акций перевозчика. Тогда, правда, руководство компании планировало получить в управление акции и некоторых других отечественных авиакомпаний. Но в тот раз «Аэрофлот» так и не нашел поддержки на уровне высшего руководства.

  В марте прошлого года государство намеревалось провести открытый аукцион по продаже 25,5% акций «Сибири». Однако он тоже закончился безрезультатно, поскольку заявок на конкурс так и не поступило. Возможных претендентов смутила довольно высокая, по их мнению, начальная цена — 2,8 млрд рублей. Но основным препятствием, считают эксперты, стала все же особая структура собственности «Сибири».

  Дело в том, что устав компании позволяет проводить дополнительную эмиссию акций простым большинством голосов акционеров, что дает возможность их основным владельцам в случае необходимости попросту «размыть» любой пакет стороннего покупателя. Поэтому, чтобы получить реальную власть и возможность влияния в авиакомпании, требуется приобрести как минимум контрольный пакет. И наконец, нынешней весной на блокпакет «Сибири» претендовала госкорпорация «Ростехнологии», но его передачу заблокировало Минэкономразвития.

  Как бы ни было раньше, но в последнее время обстановка на российском рынке, прежде всего кредитно-финансовая, серьезно изменилась. В частности, в авиационной среде начали активно циркулировать слухи о появившихся денежных затруднениях «Сибири», возникших с уплатой лизинговых платежей. И потому, делают вывод специалисты, у авиакомпании вполне могут иметься веские причины надеяться на помощь со стороны того же «Аэрофлота». Иными словами, первая авиакомпания России получила сегодня вполне реальную возможность поглотить авиакомпанию №2. Впрочем, пока всё это только из области предположений.

  Реально другое: в середине ноября вступило в силу соглашение о коммерческом сотрудничестве (Интерлайн) между «Аэрофлотом» и «Сибирью» (S7). В соответствии с ним оба перевозчика «на основе взаимности признают перевозочную документацию друг друга и получают возможность оформлять и выпускать билеты, другие документы для перевозки пассажиров рейсами партнера. Авиакомпании обязуются принимать билеты и другие перевозочные документы, оформленные партнером по соглашению, перевозить пассажиров и багаж в соответствии с применяемыми тарифами и достигнутыми договоренностями, передавать друг другу действующие правила, тарифы и другие сведения, необходимые для оформления транспортных услуг».

  Возможно, это и есть тот первый шаг к координации деятельности, на которой так настаивал «Аэрофлот», ведущий к последующему объединению.

Минтранс — «за», ФАС — «против»

  Определенной неожиданностью стало сообщение, что идею «Аэрофлота» о передаче ему в управление госпакета акций «Сибири» в середине ноября поддержало Министерство транспорта. Причем сделало оно это, по устоявшимся ведомственным меркам, достаточно быстро и весьма неожиданно для многих участников авиатранспортного рынка.

  Многие аналитики тут же поспешили объявить, что шансы «Аэрофлота» на получение блокпакета, а в дальнейшем и на поглощение конкурента, сегодня как никогда прежде высоки. Такое расположение властей предержащих к планам и запросам национального перевозчика эксперты объясняют тем, что недавно председателем его совета директоров стал сам Игорь Левитин. Впрочем, обычно, как правило, далеко не все гладко складывается у главной авиакомпании страны — даже в свете обстоятельств, изложенных выше. По какой-то недоброй традиции вместе с ее покровителями практически всегда находятся и ее гонители. И довольно часто перевозчику для воплощения в жизнь своих замыслов не хватает именно административного ресурса.

  Вот и в этот раз против передачи «Аэрофлоту» 25,5% «сибирских» акций выступила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ее представители направили соответствующий запрос в Минтранс на имя его главы, где указывается, что в случае передачи госпакета «Аэрофлоту» он сможет влиять на деятельность своего прямого конкурента. Кроме того, говорится в сообщении ФАС, «это может явиться причиной ограничения доступа других перевозчиков на эти маршруты». Так что, история с блокпакетом «Сибири» еще только начинается…

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт