>  «Аэрофлот» все ближе к SABRE

05.01.2005«Аэрофлот» все ближе к SABRE

«Аэрофлот» все ближе к SABRE

«Аэрофлот» все ближе к SABRE

Авиакомпания с 22 марта переходит на пользование автоматизированной системой бронирования Sabre. Одновременно произойдет переход и агентской сети перевозчика с инвенторной системы Gabriel на терминалы глобальной дистрибутивной системы (GDS) Sabre. В январе «Аэрофлот» приступил к перезаключению агентских соглашений.

Одна из ведущих систем мирового компьютерного бронирования — GDS Sabre разработана специалистами American Airlines. Более 200 перевозчиков во всем мире пользуются сейчас ее услугами. А в апреле прошлого года «Аэрофлот» и американская фирма Sabre Airline Solutions подписали соглашение сроком на пять лет об использовании и внедрении пакета программных продуктов для управления пассажирскими перевозками.

С одной системы на другую

На прошедшей в конце прошлого года пресс-конференции коммерческий директор «Аэрофлота» Евгений Бачурин ознакомил журналистов с тем, как проходит процесс перехода на новую систему бронирования. Рассказывая о преимуществах Sabre, г-н Бачурин отдельно остановился на дополнительном пакете туристических услуг, который система предлагает пользователям. Турагентствам он дает возможность напрямую бронировать услуги зарубежных авиакомпаний, агентств по аренде автомобилей, круизных операторов, железнодорожных компаний и известных туроператоров. А в ближайшем будущем Sabre позволит «Аэрофлоту» перейти на перспективную систему продажи так называемых «электронных билетов» (e-tickets).

Немало внимания на пресс-конференции было уделено и прежней системе бронирования. «Аэрофлот» долгие годы использовал Gabriel, разработанную опять же американской компанией SITA. Еще в советские времена она стояла в едином тогда «Аэрофлоте». Как заметил коммерческий директор авиакомпании, за годы работы с Gabriel предприятие столкнулось с целым рядом недостатков программы. Многое, включая туруслуги, было недоступно ее пользователям. Не смогла она обеспечить и приемлемого решения по интернет-бронированию билетов.

И поскольку Gabriel не в полной мере отвечает растущим требованиям «Аэрофлота», компания выбрала технологию Sabre Airline Solutions. Как пояснил Евгений Бачурин, система Gabriel хороша лишь для не очень крупных авиакомпаний, и «Аэрофлот» «попросту из нее вырос».

Ответ SITA — Gabriel
Сразу после аэрофлотовской пресс-конференции компания SITA INC, владелец системы Gabriel, распространила открытое письмо, в котором прокомментировала некоторые заявления руководителей авиаперевозчика. Ее представители попытались доказать, что не видят явных причин для замены одной системы бронирования на другую.

SITA является нейтральным провайдером, и ее интересы не связаны с развитием систем GDS. Во всем мире авиакомпании стараются снизить расходы путем сокращения доли участия последних в своих продажах. По мнению же представителей SITA, «Аэрофлот» пошел экстенсивным путем, поскольку значительно увеличивает долю глобально-распредилительной составляющей в реализации своих перевозок, теряя те преимущества, которые он получает сейчас за счет работы через нейтральную среду.

Кроме того, интернет-бронирование системы Gabriel зарекомендовало себя во многих компаниях мира. Ежедневно через нее проходит более 14 тысяч бронирований, что приблизительно равно количеству пассажиров, перевозимых «Аэрофлотом». В ближайшее время планируется открытие интернет-бронирования для нескольких российских авиакомпаний. SITA выходила с предложением и в адрес «Аэрофлота» о реализации подобной схемы, однако так и не получила ответа на свои запросы.
В прошлом году SITA подписала новые многолетние договоры об использовании системы Gabriel с такими авиакомпаниями России и СНГ, как «Сибирь», Uzbekistan Airways, «Владивосток Авиа». Между Gabriel и российскими системами «Сирена-Трэвел» и «СИРИН» существует устойчивое взаимодействие, благодаря чему многие авиаперевозчики, например, «Трансаэро», «Азербайджанские авиалинии», «Аэросвит», «Пулково», смогли сконцентрировать свои ресурсы в Gabriel. И как отмечают представители этих компаний, она их вполне устраивает, прежде всего по соотношению стоимости и набору функциональных возможностей.

По мнению некоторых других участников рынка, «Аэрофлоту» для получения доступа к программному турпакету также совершенно не обязательно переводить ресурсы в глобально-распределительную систему. Достаточно подключить своих агентов к той же Sabre или Amadeus, а хранить данные можно и в отечественной системе, например, в «Сирене-2.3» или «Сирене-2000», которые имеют доступ и к Gabriel, и к GDS. А стоимость размещения ресурсов в них в 2–3 раза ниже, чем в западных аналогах. Кстати, вопрос хранения ресурсов отечественных авиакомпаний в зарубежных GDS, это к тому же и вопрос безопасности. Во многом из-за этого многие российские авиакомпании, включая UTair, «Уральские», «Красноярские» и «Домодедовские авиалинии», пользуются сегодня «Сиреной-2.3».

Что остается агентам?
Но как бы там ни было, а в любом случае замена «Аэрофлотом» систем бронирования наиболее болезненно отразится именно на агентах, продающих перевозки компании. Своих пультов у системы Sabre в России нет. И все агентские фирмы, которые хотят продолжить работу с «Аэрофлотом», должны теперь поставить их у себя, а также провести обучение сотрудников для работы с ними. Одновременно, начиная с января, «Аэрофлот» приступил к перезаключению агентских соглашений. Для справки: у компании сейчас более 150 прямых агентов в России, и примерно такое же их количество находится за границей.

В агентской среде о переобучении, точнее, о возможных сложностях на этом пути, уже давно ходят далеко не самые приятные слухи. Но как считает директор Учебного центра ДАВС Анастасия Кондратьева, опасения в данном случае напрасны.

Обучение в ДАВСе открыто с ноября прошлого года. За это время учебные программы прошли полную адаптацию, включая перевод на русский язык. Учащихся здесь разделяют на группы в зависимости от их опыта работы, в соответствии с чем и строится сам учебный процесс. И как показала практика, освоить Sabre удается всем, кто знаком с компьютерным бронированием. Причем наиболее успешно справляются операторы, работавшие с системами Amadeus или Galileo. О чем красноречиво говорит такой показатель: аттестацию в ДАВСе с первого раза проходят 97% учеников. И не было случая, чтобы остальные не сдали экзамен со второй попытки.

Кстати, практически все, кто прошел переобучение, отмечают, что на Sabre им работается заметно лучше, чем в прежней системе. Так что, утверждает г-жа Кондратьева, бояться агентам ничего не надо, да и доверять непроверенным слухам тоже не стоит.

Наша справка
Переход на систему Sabre потребует проведения обучения ее потенциальных пользователей. Оно организовано «Аэрофлотом» по очной и дистанционной формам. В агентствах, подключающихся к Sabre, очное обучение должны пройти не менее 25% персонала, осуществляющего операции по бронированию и выписке билетов. Остальная часть сотрудников может обучаться дистанционным способом.

Продолжительность очного обучения составляет 40 часов (5 дней). Курс делится на две части — Basic и Fares & Ticketing — 24 ч и 16 ч, соответственно. По окончании каждой части курса проводятся тестирования. При их положительном прохождении выдаются специальные сертификаты. При отрицательном результате — предоставляется право повторного тестирования за дополнительную плату в том центре, где проводилось обучение. Стоимость для слушателей является фиксированной до 1 марта и устанавливается в размере $200 без учета НДС. Затем расценки будут определяться учебными организациями самостоятельно.
Очное обучение проводится следующими базовыми сертифицированными учебным центрами:
-Высшая коммерческая школа «Авиабизнес»;
-Учебный центр ДАВС;
-агентство «VIP-Сервис» (учебный центр «VIP-Обучение»);
а также рядом региональных учебных центров.

Дистанционное обучение организуется с использованием программного продукта Personal Trainer, распространяемого на компакт-дисках. С января их можно приобрести в учебных центрах по цене $1. Эти обучающие программы бесплатно доступны через Интернет. После освоения учебного курса пользователь обязан пройти сертификационное тестирование в одном из базовых центров.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт