>  «Аэрофлот» придет в Европу из Сербии

01.03.2008«Аэрофлот» придет в Европу из Сербии

  Авиакомпания «Аэрофлот — российские авиалинии» намеревается приобрести пакет акций национального перевозчика Сербии — JAT Airways. Компания находится в собственности государства, но правительство страны объявило о намерении приватизировать и затем продать ее

  Российские специалисты провели оценку JAT и высказали пожелание приобрести ее на открытом тендере, чтобы избежать возможных рисков реприватизации, ведь после покупки требуется провести приватизацию по отдельно разработанной программе. И уже после того «Аэрофлот» готов инвестировать в обновление воздушной компании определенные средства. Конкурс, согласно имеющейся информации, пройдет в конце марта — начале апреля. Кстати, покупкой JAT интересуются также компании из Индии и США.

  По заявлению генерального директора «Аэрофлота» Валерия Окулова, приобретя сербскую компанию, российский авиаперевозчик, согласно принятому в Евросоюзе закону об «открытом небе», смог бы свободно летать по странам Евросоюза. Он пояснил, что JAT привлекает «Аэрофлот» маршрутной сетью и подготовленным персоналом. В то же время договором об «открытом небе» не может воспользоваться авиакомпания, в которой более 50% акций принадлежит нерезидентам ЕС.

  Как поясняет ситуацию заместитель гендиректора «Аэрофлота» Михаил Полубояринов, российская компания, согласно европейскому законодательству, не может владеть пакетом акций JAT в 51% и более. Однако, по его словам, «Аэрофлот» может стать владельцем 50% минус одна акция, а его возможный партнер из Европы — 1% плюс одна акция JAT. Возможным партнером, с которым российская компания намерена выступить на тендере, по словам Валерия Окулова, может стать сербский или европейский банк.

  В то же время власти Евросоюза, не особо жалующие российский бизнес авиаперевозок, полагают, что новым собственником сербского перевозчика должен стать инвестор из Евросоюза. И потому потребовали от Белграда исключить ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» из тендера по приватизации JAT. Пытаясь всеми способами защитить коммерческие интересы «своих» авиакомпаний, транспортные власти ЕС обусловливают свои намерения тем, что якобы появление нового «неевропейского» хозяина JAT «может привести к потере ряда важных маршрутов компании». Только западный партнер, считают они, позволит сербам «снизить подобные риски и уменьшить возможные затраты».

  Тем не менее, несмотря на возражения Евросоюза, правительство Сербии в официальном порядке заявило, что считает «Аэрофлот» наиболее предпочтительным покупателем пакета акций государственной авиакомпании, выставленной на продажу в рамках предстоящей приватизации. По словам сербского министра инфраструктуры Велимира Илича, российское предложение по JAT Airways наиболее выгодно, так как «дает возможность развиваться в большую авиакомпанию со значительным количеством новых самолетов и рабочих мест». И потому, добавляет г-н Илич, «Аэрофлот» не может быть исключен из числа участников предстоящего конкурса. В свою очередь и заместитель генерального директора «Аэрофлота» Лев Кошляков подтвердил, что участвовать в тендере планируется в любом случае.

  Напомним, в июне прошлого года «Аэрофлот» и JAT подписали меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым российская авиакомпания выразила желание приобрести активы сербского перевозчика. Для всестороннего изучения возможности участия «Аэрофлота» в намеченной приватизации JAT и детальной проработке других вопросов тогда же была создана двусторонняя рабочая комиссия. При этом россияне заинтересовались еще и возможностью создания хаба на базе аэропорта Белграда.

  Не секрет, что «Аэрофлот» давно стремится на рынок авиационных перевозок Европы, но доступных активов для него здесь практически не было. Впервые российская компания серьезно заинтересовалась покупкой национальной компании Италии Alitalia, но эта инициатива, как известно, после двух попыток окончилась безрезультатно. Однако приобретение компании из Сербии, отмечают эксперты, даже с учетом сопротивления со стороны Евросоюза, вполне может и должно пройти успешно. Кроме того, как недавно стало известно, «Аэрофлот» не собирается ограничиваться рамками одной JAT Airways. Ведущая компания России, как сообщил ее глава Валерий Окулов, готова принять участие в конкурсе на приватизацию чешского национального перевозчика CSA Czech Airlines. Правда, чешское правительство еще не объявляло о тендере, но такое заявление ожидается в ближайшее время.

Подготовил Иван Коблов



НАША СПРАВКА

  Авиапарк прежде югославской, а ныне сербской национальной компании JAT (Jugoslovenski Aero Тransport) состоит преимущественно из лайнеров Boeing 737, возраст которых от 20 лет и более. В последний раз воздушный перевозчик приобретал самолет в начале 90-х годов XX века. В 2006 году чистая прибыль авиакомпании JAT составила $5 млн.

Еще статьи из категории Авиатранспорт