>  Китайский турпоток растет, российский – падает

13.03.2019Китайский турпоток растет, российский – падает

Китайский турпоток растет, российский – падает

Enrique Lopez / Pixabay

Глобальное мероприятие, седьмой Российско-Китайский туристический форум, прошел 11 марта в Москве. На нем эксперты из двух стран, представители властей и туротраслей государств обсудили самые острые проблемы, поделились своим и мнениями и предложили новации в области развития двусторонних туристических отношений.

В последние годы Россия стала очень популярной у китайских туристов, о чем свидетельствует статистика, озвученная на Форуме. Так, к примеру, если за весь 2015 год по так называемому безвизовому каналу (по групповым спискам) в Россию въехали почти 538 тысяч китайских туристов, то за 9 месяцев года прошлого – уже более одного миллиона. А по итогам прошлого года можно говорить о более чем двух миллионах прибытий китайских туристов. То есть за 4 года китайский турпоток увеличился почти в 4 раза! Точнее, число прибытий. При этом средний размер группы составлял не менее 30 человек, средний возраст китайских туристов-50-60 лет, средняя продолжительность поездки в Россию – 8 дней, средние траты в поездке за день составили $500-600.

И совсем «безрадостную» картину можно наблюдать в обратном направлении: по въезду наших сограждан в Поднебесную Империю. До кризиса 2014 года ежегодно из России в Китай отправлялись миллионы наших сограждан. В 2015-м таковых, въехавших в КНР по безвизовому каналу (по групповым спискам) оказалось чуть более 243 тысяч. В 2017-ом –чуть более 415 тысяч. Правда к этому следует прибавить россиян, въехавших в Китай по различным визам.

Что же касается итогов прошлого года, то согласно данным Федеральной пограничной службы РФ в 2018-ом году из РФ в Китай въехали 739 тысяч человек, что на 15% меньше, чем в 2017-м. А Китай по числу прибывших российских туристов опустился со второго места в 2017-м на шестое место-в 2018-м.

Похоже, однако, что подобное положение не очень огорчает наших чиновников и китайские авиакомпании, рейсы которых в обе стороны буквально забиты китайцами. Подобное соотношение туристических потоков беспокоит российские турфирмы, пытающиеся героическими усилиями набирать группы из желающих познакомиться с Поднебесной, а также китайские принимающие компании.

Скорее всего, китайский турпоток в Россию и транзитом через нашу страну в европейские государства продолжит рост, а российский турпоток будет снижаться-из-за падения доходов нашего населения, дорогих авиабилетов и языкового барьера. В сентябре нынешнего года должно быть подписано новое межправительственное соглашение между нашими странами, по которому граждане РФ смогут посетить КНР сроком на 21 день по безвизовому каналу в составе группы от трех человек. По сути без визы Китай сможет посетить семья из трех человек. Аналогичное нововведение ждет при этом и китайцев, пожелавших посетить Россию. И если китайцы предпочитают большие группы, возглавляемые китайскими же гидами, худо-бедно владеющими русским языком, то наши сограждане въезжают маленькими мини-группками и обслуживают их опять же китайские гиды, плохо владеющие русским языком. И это – большая проблема, с которой россиянам приходится сталкиваться при путешествии по Китаю.

По мнению же выступивших на Форуме представителей российской туротрасли, занятых приемом китайских туристов, компании, которые хотят добиться успеха в работе в российско-китайском туристическом сегменте, должны предлагать продукты, отличные от тех, которые уже есть сегодня. Потенциал китайского туристического рынка не только не исчерпан, но и находится на начальной стадии. 90-95% туристов из Китая, приезжающих в Россию, находятся в эконом-сегменте. Большинство из них посещает Москву и Петербург. То предложение, которое сейчас сформировано, связано с потребностями рынка.

Тем не менее, по мнению Сергея Ильягуева, представителя компании «РЖД Тур», желание посещать другие регионы у китайских туристов тоже есть. Компании должны принимать это во внимание при формировании турпродуктов, а также учитывать разный уровень дохода и разный возраст и интересы китайских туристов, приезжающих в Россию. «Наша компания формирует турпродукты для китайских туристов в соответствии с этой спецификой. Хочу отметить, что в 2018 году в «РЖД Тур» был зафиксирован рекорд: мы обслужили около 160 тысяч туристов из Китая», – заявил он. А председатель Совета НП «Мир без границ» Игорь Кузьмин подтвердил, что китайский турист, приезжающий в Россию, становится все менее единообразным. «Бытует мнение, что китайский турист – это дешевый турист. Но это не так. Все больше растет спрос на дорогие 4- и 5-звездочные отели, на дорогой качественный трансфер. Увеличивается число индивидуальных туристов, растет запрос на корпоративное обслуживание и MICE-туры – это новая для России тенденция», – пояснил он.

Ну а между российскими регионами развернулась «борьба» за китайских туристов, которые занимают первое место по прибытиям среди иностранных туристов в РФ. Китайцев ждут на Алтае и в Крыму, в Сибири и Калининграде. При том, что прибыль от их визитов оседает по большей части в китайских же туркомпаниях, авиакомпаниях и у китайских гидов.

Федор Юрин

Свежий номер