01.11.2008«Авиалинии России» идут на смену
Государственная корпорация «Ростехнологии» и правительство Москвы продолжают создание нового авиаперевозчика-гиганта на базе компании «Атлант-Союз» и разорившегося альянса AiRUnion
В новый авиационный холдинг должны также войти авиакомпании ГТК «Россия», «Саратовские авиалинии», «Владивосток Авиа», «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии», а теперь еще и «Дальавиа». Как объявил мэр Москвы Юрий Лужков, создающееся авиапредприятие получило рабочее название «Авиалинии России». Продажа билетов на его рейсы началась в ноябре. Акционеры ставят перед собой цель сделать компанию крупнейшим авиатранспортным перевозчиком России. К 2012 году капитализация «Авиалинии России» должна составить 30–35 млрд рублей.
Определены и доли участников в новом холдинге: «Ростехнологии» получат 51% акций, Москва — 49%. В уставной капитал московское правительство внесет 51% акций своего официального перевозчика «Атлант-Союз», а «Ростехнологии» — госпакеты остальных входящих в новую авиаструктуру авиакомпаний. Красноярский край и другие регионы, которые прежде намеревались участвовать в создании перевозчика, в состав акционеров не войдут. Дело в том, что из авиационных активов в ведении регионов находятся лишь местные аэропорты, которые, в соответствии с принятой Минтрансом РФ концепцией развития авиатранспортного бизнеса, в состав новой компании решено не включать. Впрочем, глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов не исключает, что администрации Санкт-Петербурга, Красноярского и Хабаровского краев, где у новой авиакомпании будут базовые аэропорты, все же смогут принять участие в новом деле. Но вот как на практике это будет выглядеть — пока не ясно.
На развитие будущей суперкомпании, по мнению специалистов, потребуется 15–20 млрд рублей, основная часть которых пойдет на закупку летной техники. По предварительному плану, предполагается взять в лизинг 40–50 лайнеров зарубежного производства, которые в дальнейшем должны заменить новейшие Ту-204, Ил-96 и Sukhoi Superjet 100. При этом организаторы нового перевозчика рассматривают несколько вариантов того, как он структурно будет строиться. Можно создать авиапредприятие либо с консолидацией активов на базе «Атлант-Союза», либо с созданием нового юридического лица. Сейчас «Ростехнологии» ведут переговоры о покупке около 40% акций воздушной компании «Атлант-Союз», 51% которой принадлежит Москве. Эта авиакомпания стала организационным центром нового объединения и поэтому, отмечают эксперты, желание госкорпорации получить над ней контроль вполне понятно. В противоположном случае, если де-юре все же появится новый собственник, то «Атлант», считают эксперты, вполне мог бы быть его специализированным чартерным подразделением, что позволит ему стать крупнейшим в стране игроком на туристическом рынке.
Бунт кредиторов
В то же время кредиторы AiRUnion начали всерьез опасаться, что государство, а точнее, взявшие на себя финансовые обязательства «Ростехнологии» и правительство Москвы, не заплатят по долгам альянса. Множество вопросов накопилось у них и к оперативному штабу по управлению перевозками альянса. В первую очередь, штаб обвиняют в намерении вывести из структур компаний альянса все наиболее привлекательные активы, после чего получить с них что-либо окажется, по сути, невозможным. И потому не стали дожидаться решения о банкротстве входящей в альянс авиакомпании «КрасЭйр». Под давлением кредиторов судебные приставы начали описывать имущество перевозчика в Красноярске. Основанием для этого послужил ряд решений арбитражных судов о взыскании долгов с авиакомпании перед налоговыми органами и юридическими лицами.
Пока «КрасЭйр» продолжала летать, у нее ничего не изымалось, а лишь описывалось недвижимое и прочее имущество, включая даже компьютеры, столы, телефоны и тому подобное, — на общую сумму более 700 млн рублей, что, конечно, несоизмеримо со всем объемом накопившихся задолженностей. Ведь только комитет кредиторов объединяет держателей долгов AiRUnion на сумму более 12 млрд рублей. Арестовали, правда, и часть самолетов компании, но только те из них, которые уже не участвовали в перевозках — Ил-62 и Ту-154. Летающие по маршрутам «Боинги» не тронули, поскольку они находятся у «КрасЭйр» в лизинге, а не в собственности.
Торговый дом «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) — крупнейший кредитор AiRUnion, которому альянс задолжал 3,5 млрд рублей. Его глава Евгений Островский сообщил, что до сих пор с ним и другими пострадавшими о возврате задолженности не вели никаких переговоров, и даже не известно, по его словам, с кем именно нужно их вести. И потому г-н Островский пригрозил подать иск также на банкротство «Домодедовских авиалиний» и «Самары» — других членов альянса.
В то же время в Министерстве транспорта РФ считают, что оперативный штаб по AiRUnion, созданный на основании протокола совещания у вице-премьера Сергея Иванова, действует строго на основании поставленных перед ним задач. Согласно ранее принятому решению, поясняют в Минтрансе, обязательства по управлению перевозками и стабилизации ситуации взяла на себя компания «Атлант-Союз», чьим гарантом выступили «Ростехнологии» и правительство Москвы. И также на «Атлант-Союз» возложены переговоры с кредиторами альянса.
Первая реакция рынка
Уход разорившегося альянса с многих традиционных для него воздушных трасс не прошел мимо внимания действующих перевозчиков. И не дожидаясь, когда их вновь займет теперь уже создающаяся авиакомпания, они начали постепенно осваивать освободившиеся линии.
Несколько лет подряд добивалась возможности организовать магистральные рейсы из Красноярска авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines). Однако прежде все ее попытки блокировались компанией «КрасЭйр» — бывшим владельцем красноярского аэропорта, а позднее и администрацией края. Все это время красноярская авиакомпания практически монопольно эксплуатировала маршрут до Москвы. Тем не менее в сентябре, буквально сразу же после известных событий, «Сибирь» открыла ежедневные полеты из столицы в Красноярск, а с октября начала летать по маршруту дважды в день на самолетах A319.
В октябре свой филиал в Красноярске открыл и «Аэрофлот». До конца года ведущий перевозчик страны намерен разместить в местном аэропорту «Емельяново» на постоянное базирование до семи самолетов Ту-154. Ранее, с сентября, «Аэрофлот» начал выполнять второй ежедневный рейс по маршруту Москва — Красноярск — Москва на лайнерах А320, А321 и Ту-154. Открыты также регулярные полеты компании из Красноярска в Норильск, пять раз в неделю на Ту-154. Стоит добавить, что по сообщению пресс-центра «Аэрофлота», рейсы из Москвы в Красноярск и из Красноярска в Норильск пользуются большим спросом у жителей Красноярского края — загрузка на них достигает 100%.
Как отмечают эксперты, перераспределение объемов авиаперевозок, оставшихся после AiRUnion, еще только начинается. И весьма вероятно, что пока создающаяся компания окончательно станет на крыло, действующие перевозчики уже успеют закрепить за собой многие полетные направления.
Иван Коблов