>  За и против

01.07.2011За и против

  Продолжаем тему, начатую в предыдущем номере TTG, где участники рынка высказывали свои мнения по некоторым положениям внесенного в Думу законопроекта о изменениях в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», которые устанавливают запрет на торговлю турами от имени турагентств. Обсуждению влияний этих поправок на рынок было посвящено и прошедшее в середине июня заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристской, курортно'рекреационной и гостиничной деятельности

  Выступая на заседании в ТПП РФ, руководитель Правовой комиссии РСТ Георгий Мохов сказал, что РСТ прогнозировал тот хаос, которой сейчас наблюдается на рынке после отмены лицензирования. Г-н Мохов считает, что поправка к закону, касающаяся взаимоотношений операторов и агентств, с большой долей вероятности, цели не достигнет, так как значительная часть агентств по договорам юридически агентами не являются, а являются заказчиками продукта, покупателями, поэтому они будут игнорировать этот закон. По словам руководителя Правовой комиссии РСТ, сегодня 80% судебных исков туристов обращены к агентам, и в 90% случаев суды принимают сторону туристов, и они получают денежное возмещение от агентов. Далее, рассуждает руководитель Правого комитета РСТ, если агентство будет работать от имени и по поручению оператора, последний будет обязан выдать всем выбранным им агентствам доверенность на право действовать от его имени и по поручению и без права передоверия. Не охваченные доверием операторов агентства вряд ли уйдут с рынка, они будут работать от имени туриста. В результате на рынке резко сократится число легитимно работающих турагентств. По мнению г-на Мохова, предлагаемые депутатами нововведения приведут к достаточно сложным структурным изменениям на рынке, поэтому нужно трижды подумать, какие поправки вносить в закон.

  Генеральный директор управляющей компании сети «Горячие туры» Светлана Макарова заявила, что запрет на продажи туров от имени агентств создаст такую ситуацию на рынке, в которой туроператоры будут требовать от агентств отказаться от сотрудничества с конкурентами. И если агентства на это пойдут, то будет утрачена сама суть их деятельности, которая и заключается в поиске туров, исходя из запросов туристов. Кроме того, в результате изменения схемы реализации турпродукта все персональные данные туристов попадут в базу туроператоров. К чему это приведет, ясно уже сейчас. «Недавно один из крупных туроператоров добавил в свою систему онлайн бронирования дополнительный пункт — номер мобильного телефона клиента, — рассказывает г-жа Макарова. — Агентства, разумеется, вынуждены эту графу заполнять. И туристы стали получать звонки с настоятельными рекомендациями в следующий раз покупать туры у агентств, входящих в сеть этого оператора. В результате данных действий наступит монополизация рынка туруслуг с появлением нескольких крупных туроператоров со своими, зависимыми от них агентствами, что приведет к созданию дискриминационных условий для не аффилированных с туроператорами агентств». В тоже время монополизация рынка туристических услуг приведет к росту цен на туристские продукты. Г-жа Макарова в этой ситуации предлагает оставить в силе статью ст. 10.1. ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», разрешающую вести продажи от имени агентств, ввести по аналогии с Единым федеральным реестром туроператоров официальный реестр турагентств, утвердить рекомендованную форму типового договора, регулирующего отношения между туроператорами и турагентствами и их ответственность перед туристами.

  Против поправок и генеральный директор компании «Ванд Интернешнл тур» Татьяна Ванд, которая считает, что они не смогут защитить туристов, так как агентства лишатся права за что-либо нести ответственность, при требовании депозитов со стороны операторов количество «левых» агентств увеличится в разы, качество турпродукта резко ухудшится, и суды будут завалены исками от туристов. «Нужно, наоборот, увеличивать ответственность агентств, — говорит г-жа Ванд. — Для этого надо узаконить реестр агентств и сертификацию».

  Абсолютно неприемлемо предложение законодателей и по мнению генерального директора компании «СНП» Андрея Головина. Оно может обрушить агентские продажи. Ни одно агентство не выживет, если будет работать только с одним оператором, в конечном итоге пострадает потребитель. Гендиректор «СНП» высказал предположение, что вряд ли кто-то из туроператоров захочет дать какому-либо агентству доверенность на продажу туров от своего имени — слишком высоки риски. Головин также предложил законодателям обратить внимание на западный опыт, где при подсчете ущерба, который понес турист в результате ошибки или недобросовестных действий турфирмы, успешно используется франкфуртская таблица.

  На заседании в ТПП РФ высказывались мнения и в защиту поправки, которая разрешает вести продажи только от имени туроператоров. Например, сопредседатель Клуба защиты прав туристов Роман Бобылев считает, что предложение законодателей повышает ответственность операторов и усиливает защиту прав потребителей. Проблема в том, по мнению г-на Бобылева, что туроператорское сообщество пока к этому не готово.

  В защиту операторов выступил генеральный директор «Асент Трэвел» Игорь Козлов. Он сказал, что агентства нужны операторам, и вряд ли кто из них будет требовать внесения депозитов, к тому же невозможно определить величину депозита. Непонятно, кто будет нести ответственность в случае продажи не целого пакета, а отдельных его составляющих — авиабилета или места в отеле.

  Между тем комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ». В этом проекте законодатели предлагают снизить размер фингарантий для операторов по въездному туризму, запретить туроператорскую деятельность индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, сведения о которых отсутствуют в реестре, ввести обязательный аудит для туроператоров по выездному туризму, чей годовой оборот более 100 млн рублей. Есть среди рекомендованных поправок и вызвавшее особенно оживленную дискуссию в туристическом сообществе предложение ввести единственную форму договора между туроператором и агентством, согласно которому агентство должно работать исключительно от имени и по поручению оператора. Комментируя это, вице-президент РСТ Юрий Барзыкин сказал, что рекомендация комитета Госдумы вовсе не означает, что вопрос окончательно решен. До первого чтения законопроект, как правило, не меняют. По словам г-на Барзыкина, в весеннюю сессию он вряд ли будет рассмотрен, поэтому у туристического сообщества есть еще время донести свое мнение до депутатов. Вице-президент РСТ надеется, что оно будет услышано.

Владимир Савельев

Еще статьи из категории Новости