TTG Luxury Russia
Azimut Hotels
Vietnam Airlines

Свежий номер




Главная
Новости

01.11.2008 Способы выживания российского турбизнеса

  Финансово-экономический кризис, охвативший многие страны, пока мало отразился на туристической отрасли в России. Возможно, серьезное влияние кризиса почуствуется в начале следующего года — так считают эксперты, представители крупных туроператорских компаний


  «Пока кризис особенно себя никак не проявил», — сообщила генеральный директор туркомпании «Капитал Тур» Инна Бельтюкова. По ее словам, кризис не ощущается, если речь идет о дневной выручке или аннуляции бронирований. Не предвидится в данной компании и сокращения персонала. «Люди бегут в банк, снимают там свои деньги и на них покупают туры, и такая картина практически по всем направлениям, которыми мы занимаемся. Наблюдается эффект инерции — кто планировал провести свой отдых в другой стране, тот бронирует тур и оплачивает его», — заметила Инна Бельтюкова.

  Она также считает, что кризисные явления впервые проявятся сразу же после новогодних праздников. Январь и февраль — тяжелые в плане туризма месяцы, когда клиенты неохотно куда-либо летят, потратив средства на новогодние туры. И в то же время кризис в какой-то степени даже будет на руку крупным туроператорам: зарубежные отели, лишившиеся западноевропейских и американских туристов, быстрее пойдут на уступки туроператорам России, реже будут требовать предоплату.


  «У нас отношение к кризису вполне философское: он сам по себе — мы пока тоже сами по себе, — констатировал заместитель генерального директора туркомпании «Джет Трэвел» Максим Приставко.— Мы стараемся под него не попасть». Он также отметил, что пока «Джет Трэвел» кризиса на себе не почувствовал. Имеются, правда, аннуляции по горнолыжным турам, когда клиенты заявили, что они отказываются от забронированного тура именно из-за кризиса.

  К счастью, пока банки не требуют возвращения взятых кредитов, поэтому туркомпания отчасти может выжить как благодаря кредитам, так и благодаря оборотным средствам. На этом держится относительное благополучие некоторых российских туркомпаний. «Туротрасль вотличие от других отраслей экономики не имеет каких-либо товарных запасов, а потому не должна серьезно пострадать в результате кризиса. По крайней мере в нашей стране», — подытожил Максим Приставко.


  «Пока кризис не оказал серьезного влияния на нашу компанию, — сказал Владимир Каганер, генеральный директор туристической компании Tez Tour. — Скорее всего, он будет вялотекущим и продлится несколько лет». Он также отметил, что туркомпания в связи с кризисом стала более требовательна к выполнению договорных обязательств агентствами. В том, что кризис затронул туротрасль, есть даже положительный момент: некоторые средние и мелкие туроператоры будут вынуждены стать турагенствами. Рынок станет более структурированным и цивилизованным. Кризис затронет заметнее всего MICE-туризм: компании более тщательно и взвешено будут подходить к поощрению своих сотрудников, заказывая для них инсентив-поездки.


  «Пока нет осознания того, как финансово-экономический кризис на Западе отразится на туристическом рынке России. Это только начало кризиса, и неизвестно, как далеко он зайдет»,— считает Владимир Воробьев, президент туркомпании «Натали Турс». По его мнению, наша туротрасль столкнется с кризисом не ранее весны-лета следующего года. Туры же на зимний отдых весьма неплохо бронируются и покупаются, хотя и наблюдается некоторое снижение темпов роста. Например, по Андорре продажи упали, а по Эмиратам и Таиланду темпы роста не столь высоки, как хотелось бы.

  Спасаясь от кризиса, «Натали Турс» внесла коррективы в свои чартерные программы, особенно из российских регионов, где покупательная способность населения может заметно снизиться по сравнению с Москвой. «Пока нет оснований для серьезной паники, а ситуация складывается даже более благоприятно: персонал в условиях угрозы увольнения стал лучше и профессиональнее работать, турагентства дорожат буквально каждым клиентом», — констатировал Владимир Воробьев.


  «В условиях кризиса мы считаем необходимым сократить свои расходы на недоходные направления и увеличить на прибыльные. Именно по этой причине мы отказались от горнолыжной Словакии, хотя одними из первых и довольно долго занимались ею. Мы пережили переход этой страны на евро, вступление в Шенген, однако постоянно растущие цены на отдых в Словакии уже становятся серьезным препятствием для развития всего направления. Та же проблема, кстати, ожидает Болгарию, Черногорию», — рассказал Илья Иткин, генеральный директор туркомпании «Пак Групп». По его словам, в условиях кризиса будет сделан акцент на самых сильных позициях. Зимой это альпийская четверка — Австрия, Франция, Швейцария, Италия, а также Швеция и Норвегия, спрос на которые, несмотря на кризис, не падает, а летом — Италия.

  В условиях кризиса видится только один путь развития для российских туркомпаний: делать инвестиции в развитие и оптимизировать свои расходы, направив их на более перспективные направления. «Мы можем себе это позволить, так как, в отличие от многих компаний, у нас устойчивая финансовая ситуация, чтобы в кризисный период не отсиживаться в стороне, а двигаться вперед», — констатировал Илья Иткин.


  Кризис ощутили на себе и туркомпании, занимающиеся въездным туризмом. По словам Николая Какоры, вице-президента компании «Интурист», курирующего въездной туризм, в сентябре-октябре нынешнего года наблюдался спад (по сравнению с аналогичным периодом 2007-го) въезда в Россию иностранных туристов. С целью минимизации расходов «Интурист» проводит активную договорную кампанию с российскими отелями с целью снижения цен на проживание. «У многих наших партнеров мы находим понимание, и они охотно идут на уступки», — заметил Николай Какора.


  Не почувствовали практически кризис и в туркомпании «Корал Трэвел». Как заметил президент компании Джошкун Юрт, откорректированы зимние программы по Египту, Эмиратам, Таиланду. Предполагается увеличение общего объема продаж в нынешнем зимнем сезоне по сравнению с 2007 годом примерно на 15%. Очень хорошо «закрывался» ноябрь и неплохо бронируются рождественско-новогодние праздники. Возможно, с кризисом все-таки придется столкнуться, но позже — весной или летом.

Подготовил Федор Юрин