TTG Luxury Russia
Azimut Hotels
Vietnam Airlines

Свежий номер




 >  Самостоятельный туризм попадет под статью?
Новости

18.08.2014 Самостоятельный туризм попадет под статью?

Самостоятельный туризм попадет под статью?

Photo: NewsProm.Ru

     С момента вступления нового закона в силу все персональные данные граждан РФ будут храниться и обрабатываться строго на территории РФ. Это значит, что все системы бронирования (билетов, отелей), а также социальные сети, зарегистрированные за рубежом и имеющие базы данных в своих странах, теоретически потеряют актуальность в России. Получается, что и покупки туристических услуг россиянами напрямую за границей станут невозможными.

     С 1 сентября 2016 года в силу вступает Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях». В третьем чтении Госдума утвердила эти поправки, они коснутся трех существующих законов: «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О персональных данных» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Не будем утомлять читателей полным текстом нового закона, представителям туристической отрасли интересны несколько пунктов.

     Итак, пункт первый. Он касается закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно принятым изменениям, с 1 сентября 2016 года «обладатель информации, оператор информационной системы в случаях, установленных законодательством РФ, обязаны обеспечить нахождение на территории РФ баз данных информации, с использованием которых осуществляются сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан РФ». Пункт второй, распространяющийся на закон «О персональных данных», гласит, что оператор обязан обеспечить запись, систематизацию и хранение персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории России. И еще один пункт, который появится в этом же законе: «уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право ограничивать доступ к информации, обрабатываемой с нарушением законодательства РФ в области персональных данных». Также будет составлен Реестр нарушителей прав субъектов персональных данных, куда войдут «неправильно действующие» сайты.

     Иными словами, с момента вступления нового закона в силу все персональные данные граждан РФ будут храниться и обрабатываться строго на территории РФ. Это значит, что все системы бронирования (билетов, отелей), а также социальные сети, зарегистрированные за рубежом и имеющие базы данных в своих странах, теоретически потеряют актуальность в России. Получается, что и покупки туристических услуг россиянами напрямую за границей станут невозможными. По крайней мере именно такой сюжет активно обсуждается в кулуарах российского рынка. Также высказывается точка зрения, что законопроект лоббируют в правительстве некоторые игроки, в большей степени «пострадавшие» от чрезмерной самостоятельности туристов.

     Между тем отечественные туроператоры не уверены, что все будет происходить по вышеописанному сценарию. Во-первых, те же иностранные системы бронирования могут создать базы данных на территории РФ. Такого мнения придерживается, в частности, Максим Приставко, заместитель генерального директора «Джет Тревел». «Думаю, что новый закон воспринимается слишком буквально. Никто не мешает системам бронирования хранить персональные данные россиян на российских серверах, технически это достаточно просто. Полагаю, к 2016 году этот вопрос будет решен. Другое дело — мелкие партнеры, такие как гостиницы, не работающие массово с российским рынком. Для них это могло бы стать проблемой, однако мы все прекрасно знаем, что в России строгость законов компенсируется необязательностью их выполнения. Поэтому мне кажется, что сейчас все делают много шума из ничего», — считает г-н Приставко.

     Во-вторых, как отметили практически все участники российского рынка, опрошенные TTG Russia, пока законопроект сырой. Больше вопросов, чем ответов, неясны механизмы реализации многих пунктов. «Я пока не понимаю, как будет осуществляться трансграничная передача данных. А это важный момент, ведь даже если российский гражданин бронирует билеты иностранных перевозчиков через российского туроператора, все равно его персональные данные попадают в другую страну», — рассуждает Анна Подгорная, генеральный директор компании «Пегас Туристик».

     «Не проработана процедура взаимодействия нового закона с другими нормативно-правовыми актами», — добавляет Михаил Носков, заместитель начальника юридического отдела TUI Russia. По словам эксперта, статья 7 Гражданского кодекса РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора». Так, год назад Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы № 108 о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. В статье 12 этой Конвенции сказано: «Сторона не будет запрещать или ставить под специальный контроль информационные потоки персональных данных, идущие на территорию другой Стороны, исходя исключительно из соображений защиты неприкосновенности личной сферы». При этом каждая Сторона вправе отступить от положений данного пункта «в той мере, в какой ее законодательство устанавливает специальные правила в отношении определенных категорий персональных данных», но «кроме случаев, когда правилами другой Стороны предусмотрена равноценная защита».

     «Таким образом, если серверы, на которых хранятся персональные данные, соответствуют действующему российскому законодательству по надежности защиты персональных данных, в принципе, нововведения не должны касаться зарубежных компаний. Да и непонятно, если компания — нерезидент РФ, как на нее может повлиять решение российского суда, например», — заключил Михаил Носков.

     Участники российского рынка надеются, что за два года, отведенные под ратификацию, новый закон станет более совместимым с реальностью и не нанесет вреда отечественному турбизнесу.

Лиза Гилле