TTG Luxury Russia

Свежий номер




 >  Low-cost берет курс на Россию
Новости

01.11.2012 Low-cost берет курс на Россию

  В конце октября стало известно, что на заседании правительственной комиссии по развитию малого бизнеса и конкуренции рассматривался вопрос допуска иностранных бюджетных авиакомпаний на российский рынок воздушных перевозок. Таким способом инициаторы возможного нововведения собираются снизить тарифы на внутренние авиаперевозки.

  Зарубежные low-cost достаточно оперативно отреагировали на инициативу открытых дверей. И вот уже сразу два основных низкобюджетника континента: EasyJet и Ryanair — берут курс на Россию: они намерены выполнять полеты по международным маршрутам, но наверняка не откажутся поработать и внутри страны. Если позовут, конечно… Впрочем, «Аэрофлот» тоже заявил о своем намерении создать собственного low-cost перевозчика. Интересно, что скажут другие российские авиакомпании?

  В прошлом году прекратили свою деятельность первые российские бюджетные авиакомпании «Авианова» и Sky Express. С тех пор эта авиаперевозочная ниша оставалась свободной, да и возможных претендентов на работу в ее рамках после неудач предшественников явно не наблюдалось. Но похоже, ситуация меняется, и не исключено, что радикальным образом…

Бюджетная компания №2

  Британская бюджетная авиакомпания EasyJet в конце октября получила статус второго назначенного перевозчика Великобритании на маршруте Лондон — Москва. Со следующего года она начнет выполнять полеты по этому прибыльному направлению, отправляясь из лондонского аэропорта «Гатвик» и прибывая в московский аэропорт «Домодедово». На линию выйдут ее Airbus 320, имеющие 180 мест эконом-класса.

  Согласно межправительственным соглашениям, между нашими странами теперь будут летать по две авиакомпании от каждой стороны. От России — традиционный «Аэрофлот» и «Трансаэро», получившая это право в начале нынешнего лета, а от Британии — British Airways и EasyJet. Ранее на этой авиатрассе присутствовала компания bmi, но теперь, после слияния с British Airways, она выполняет только внутренние перевозки. Кроме EasyJet, на московскую линию претендовала и Virgin Atlantic, активно выполняющая трансатлантические полеты.

  Предпочтение, отданное low-cost Управлением гражданской авиации Великобритании, чиновники объясняют желанием представить на российском направлении два принципиально отличных друг от друга перевозчика. Такой вариант, считают они, наиболее предпочтителен для потребителей. Наверняка не прошло незамеченным и заявление EasyJet представить на линии наиболее низкие расценки: ее минимальный тариф на рейсах «туда и обратно» составит примерно 6000 рублей с учетом налогов и сборов и одного места багажа. Впрочем, с решением авиационных властей оказалась не согласна Virgin Atlantic, и она намерена обжаловать его в судебном порядке.

  Авиакомпания EasyJet занимает в Великобритании второе место по объемам перевозок пассажиров. Сейчас маршрутная сеть авиакомпании насчитывает около 600 направлений более чем в 30 странах. Компания летает как в границах Евросоюза, так и выполняет рейсы из Лондона в Марокко, Египет, Иорданию, Израиль, Турцию. Кроме того, являясь классическим авиадискаунтером, ЕasyJet занимает второе место среди бюджетных авиакомпаний Европы, пропустив вперед лишь ирландский Ryanair, который тоже не обошел Россию своим вниманием.

Главный дискаунтер Европы

  Крупнейший европейский low-cost-перевозчик Ryanair тоже должен начать регулярные полеты в Россию из Ирландии. С предложением о его допуске на эту линию МИД Ирландии обратилось в Министерство транспорта РФ. К тому же на маршрут, соединяющий Дублин с Москвой, а возможно и с Санкт-Петербургом, ирландская сторона в официальном порядке собирается назначить именно Ryanair. Однако авиационные переговоры по этому вопросу власти двух стран еще не вели.

  Согласно межправительственным соглашениям между российской и ирландской сторонами, каждая из них может поставить на воздушные линии, соединяющие наши страны, по одному регулярному перевозчику. От России по маршруту Москва — Дублин летает авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines), но только в летний сезон. Ирландию же пока никто не представляет, и для выхода на маршрут Ryanair никаких формальных запретов нет. С другой стороны, как скоро дискаунтер сможет начать полеты, пока неизвестно.

  Авиакомпания Ryanair, имеющая штаб-квартиру в Дублине, эксплуатирует 275 однотипных лайнеров Boeing 737-800, имеющих одноклассную компоновку и рассчитанных на перевозку 189 пассажиров. Маршрутная сеть авиакомпании насчитывает сотни направлений внутри Европы. Ryanair известна тем, что ее тарифы начинаются от €10, правда, перевозку багажа, питание и выбор места пассажирам необходимо оплачивать отдельно.

  Перевозчик уже летает в Таллин, Ригу, Вильнюс и Каунас, перетягивая на себя часть российского пассажиропотока. В финском аэропорту «Лаппеенранта», находящемся недалеко от границы с Россией, после прихода Ryainair число пассажиров увеличилось вдвое. Полеты в Ирландию в следующем году намерен открыть и «Аэрофлот». А Aer Lingus — ирландский национальный перевозчик, напротив, так и не полетел в Россию…

Национальный low-cost

  Авиакомпания «Аэрофлот» может создать собственную бюджетную компанию за год. Об этом заявил ее генеральный директор Виталий Савельев на встрече с Президентом РФ. Однако предварительно необходимо внести ряд поправок в Воздушный кодекс РФ. По мнению главы «Аэрофлота», потребуется, в первую очередь, восстановить возможность продавать невозвратные билеты, причем не только для low-cost, но и для всех перевозчиков. Кроме того, считает руководство национальной авиакомпании, требуется разрешение принимать на работу иностранных пилотов. В настоящее время, как известно, в нашей стране не хватает летных кадров.

  Есть и другие проблемы в отрасли, которые, по словам Виталия Савельева, тоже надо будет решить. В частности, надо разрешить взимать плату за перевозку багажа, а также позволить бюджетным компаниям не вводить бесплатное питание на своих рейсах. Сейчас это запрещают делать федеральные авиационные правила. Наконец, «Аэрофлот» предлагает для базирования своего нового low-cost перевозчика открыть специальный аэропорт на базе одного из тех, что есть сейчас в ближнем Подмосковье.

  Президент России поддержал предложение о создании аэрофлотовского бюджетного перевозчика, отметив лишь, что поставленные руководителем компании вопросы потребуют обсуждения. Прежде топ-менеджмент «Аэрофлота» уже заявлял, что рассматривает возможность создания перевозчика, работающего по системе low-cost, на базе одной из дочерних авиакомпаний, влившихся в прошлом году в состав национального перевозчика.

Игорь Горностаев