>  Как накопить и как потратить?

01.05.2012Как накопить и как потратить?

  В апреле Госдума приняла на очередном заседании поправки к Закону «Об основах туристской деятельности», но не те, которые активно обсуждались туроператорами ранее

  Вместо создания саморегулируемых организаций (СРО) и работы агентств «от имени и по поручению» туроператоров было решено изменить размеры финансовых гарантий: 30 млн рублей в год для компаний, чей годовой оборот не превышает 250 млн рублей, 12% от объема продаж для тех, чей оборот больше 250 млн рублей, и 500 тыс. рублей для специалистов по въездному туризму.

  Главной новостью стала поправка к Закону, согласно которой туроператоры должны «сложиться» на создание обязательного компенсационного фонда: по 0,1% от годового оборота (не менее 100 тыс. рублей) в качестве взноса и дополнительно по 0,05% от оборота на нужды организации. Выплаты будут производиться ежегодно. Деньги пойдут на оказание экстренной помощи туристам, пострадавшим из-за неплатежеспособности одного из участников рынка, что в последнее время стало распространенной ситуацией.

  Среди представителей российской туриндустрии эта поправка вызвала жаркие дебаты. С одной стороны, все признают, что принятие жестких мер по обеспечению безопасного путешествия туристов необходимо, с другой, идея создания фонда вызывает массу вопросов, например, какая сумма должна находиться в фонде и каков механизм распределения средств, если форс-мажор так и не случится, как работа фонда будет регулироваться с юридической точки зрения.

  Незамедлительная реакция поступила от АТОР. Ассоциация туроператоров разослала всем заинтересованным лицам письмо, которое, в частности, гласит: «АТОР считает принципиально важным принятие управленческих и правовых решений, направленных на повышение гарантий защиты прав и законных интересов туристов, уровня их безопасности и финансовой защищенности, в том числе создание эффективного механизма организации предоставления туристам экстренной помощи в стране временного пребывания. Вместе с тем АТОР не может согласиться со скоропалительной подготовкой решения о создании компенсационного фонда в виде негосударственной некоммерческой организации, объединяющей в себе всех туроператоров в сфере выездного туризма. Реализация этой идеи на практике без тщательной проработки всех альтернативных вариантов, а также без учета возможных негативных социально-экономических, организационно-правовых и иных последствий для национальной туристической индустрии и потребителей может негативно изменить ситуацию на туристическом рынке».

  В АТОР считают, что механизм оказания помощи туристам должен быть понятен прямым потребителям, регулироваться государством, быть действительно эффективным и прозрачным.

  По словам Исмаила Болюкбашы, коммерческого директора «НТК Интурист», создание компенсационного фонда один из возможных вариантов развития событий. «Как показала практика, туроператоры не справляются в одиночку со своими проблемами, от этого в первую очередь страдают туристы. Сотни людей за границей оказываются незащищенными, когда компании разоряются или испытывают финансовые трудности. Очевидно, что такое не должно происходить», — говорит г-н Болюкбашы. Эксперт также озадачен вопросом, как будет работать фонд. «Однозначно одно: сейчас принимаются меры для защиты наших туристов, будем надеяться, что они окажутся эффективными», — подытожил Исмаил Болюкбашы.

  Генеральный директор компании «Русский Экспресс» Тарас Кобищанов задает резонный в данных обстоятельствах вопрос: «Знает ли кто-нибудь, как обеспечить в рамках одного фонда контроль над выполнением обязательств 2,5 тысячи туроператоров, разбросанных от Владивостока до Калининграда?»

  «Что, если какой-нибудь недобросовестный туроператор объявит себя неплатежеспособным, чтобы получить деньги из «копилки», а потом тихо с ними исчезнет? Кто будет принимать решение о предоставлении и использовании средств фонда? — продолжает тему Анна Подгорная, генеральный директор компании «Пегас Туристик». — Другая ситуация: нужно выручать клиентов туроператора, признавшего свою неплатежеспособность, заплатить отелям. Не получится ли так, что хотельер назначит сумму сам, желая заодно покрыть и другие убытки? Я считаю, что нужно четко прописывать схему работы фонда. Пока же у меня больше вопросов, как этических, так и технических».

  Подытоживает все вышесказанное Дмитрий Шевченко, генеральный директор компании ICS Travel Group: «Безусловно, нужны четкие и понятные механизмы реализации этой идеи: как будут накапливаться средства, как будут тратиться… А само создание компенсационного фонда, на мой взгляд, идея хорошая!».

Лиза Гилле

Еще статьи из категории Новости