TTG Luxury Russia

Свежий номер




 >  Греция между двух кризисов
Новости

15.05.2014 Греция между двух кризисов

Греция между двух кризисов

     Экономика Греции пошла на поправку, что не замедлило отразиться и на туристическом бизнесе: на курорты страны возвращаются клиенты из Западной Европы. Представители греческой туротрасли готовятся к урожайному сезону. А что получит российский рынок?

У греков всё хорошо

     Первые разговоры о восстановлении греческой экономики начались ещё в 2013 году. А весной 2014-го стало окончательно ясно — кризис потихоньку отступает.

     Постепенный выход из рецессии заметили и участники греческого туристического рынка. «Рейтинг Греции вырос, граждане страны стали, наконец, поддерживать правительство, выплачивать налоги. Что касается контрактов на лето, их небывало много, мы едва успеваем подписывать! Ситуация значительно лучше, чем год назад», — рассказывают греческие хотельеры. Они имеют в виду контракты, в первую очередь, с западноевропейскими партнерами, например из Великобритании и Германии. По словам греков, ранние бронирования из Европы выросли на 35% по сравнению с показателями прошлого года, и эту активность ощутили практически все хотельеры.

     «В 2014-м туристов из Европы будет больше примерно на 20%. Лидируют Скандинавия и Германия. Уже в феврале мы остановили продажи на лето», — делятся хотельеры. В бодром расположении духа пребывают и владельцы греческих таверн.

     По такому случаю хотельеры вполне могли бы поднять цены на размещение, и разговоры об этом велись перед началом сезона. Но пока стоимость номеров осталась на уровне прошлого года.

     Впрочем, отечественным туроператорам от этого не легче. Греческий кризис подходит к концу, российский, похоже, на стадии развития. В рублевом эквиваленте Греция подорожала на 35%. Хотельеры и принимающие компании не планируют засыпать российский рынок скидками — разве что в начале сезона. «Вряд ли будут СПО с середины мая до середины октября, — говорят владельцы отелей. — К сожалению, наши отели не смогут предоставить привлекательные цены в разгар сезона, особенно тем, кто покупает туры в последний момент. Слишком высок спрос со стороны Европы».

Больше, чем надо

     Что в итоге? Ожидаемый рост продаж не случился, хотя перед Новым годом казалось, что сезон получится ударным. «Раннее бронирование началось хорошо, продажи пошли с но ября», — констатирует Елена Сорокина, руководитель департамента Греции «Библио Глобус». «Акция раннего бронирования удалась», — продолжает тему Наталия Ротмистрова, директор по маркетингу «Солвекс-Трэвэл». Весной ситуация изменилась — продажи притормозили. «Сейчас бронирования примерно на уровне прошлого года или даже чуть ниже», — сообщил Константин Горин, директор по туризму турфирмы «Лабиринт».

     В большей степени невысокую активность россиян на греческом направлении ощущают специалисты по индивидуальным турам, те, что привыкли работать с VIP-клиентами. «Греция не главное наше направление, но мы с ним тоже работаем и видим, что продажи идут вяло. Сказываются и рост курса евро, и опасение попасть в «черный список» ЕС. Ведь в группе риска многие высокопоставленные граждане РФ», — отметил Дмитрий Арутюнов, генеральный директор компании «АРТ-ТУР».

     Теперь задача представителей тур-отрасли — сохранить прошлогодние объемы. По этой причине некоторые игроки скорректировали первоначальные планы. «Наша перевозка в 2014-м не будет отличаться от прошлогодней», — говорит Владимир Каганер, генеральный директор TEZ Tour. Туроператор планирует перелеты на острова Родос, Крит (Ираклион), Корфу и на полуостров Пелопоннес (Араксос). «Наша компания на летний период сохранила объемы по Греции примерно на уровне прошлого года. Уже пятый год мы ставим прямые рейсы на остров Закинф из Москвы дважды в неделю, второй год продолжим полетную программу на остров Кефалония, также у нас круглогодичный блок на Афины на регулярных рейсах Aegean Airlines, что позволяет организовывать разнообразную экскурсионную программу», — рассказала Наталия Ротмистрова.

     Но не все участники российского рынка готовы поступиться амбициями. Рассчитывая, что ближе к лету произойдет скачок спроса, некоторые из них намерены усилить свое присутствие в Греции.

     Это, к примеру, Coral Travel. По словам Марины Макарковой, руководителя департамента по связям с общественностью компании, туроператор будет укреплять свои позиции на Родосе: в полетной программе-2014 появятся рейсы из Белгорода, Омска, Томска, Оренбурга и Калининграда. На Крит впервые поднимутся самолеты из Минвод, Саратова и Ульяновска. Всего в маршрутной сетке 26 российских городов. Подобная экспансия в планах и у «Лабиринта». Как сообщил Константин Горин, туроператор не собирается покорять неизведанные греческие курорты, однако добавляет новые аэропорты вылета из России: Томск, Омск, Астрахань, Ульяновск, Калининград, Белгород, Оренбург. «Общее увеличение перевозки в Грецию составит около 20–30%», — добавил г-н Горин. «Лабиринт» отправит клиентов на Крит (Ираклион), Родос, Корфу, Кос, Санторини, Закинф, Пелопоннес (Каламата), в Салоники и Афины.

     Еще одна компания, заявившая о реализации грандиозных планов, — «Музенидис Трэвел». С нынешнего сезона начинает функционировать собственный перевозчик туроператора — Ellinair, который свяжет с Салониками и Корфу все российские города, где открыты филиалы «Музенидис Трэвел», а также соединит центральные аэропорты Греции с маленькими островами, куда не так легко добраться, типа Самоса или Карпатоса. Согласно информации, предоставленной Александром Цандекиди, генеральным директором российского представительства «Музенидис Трэвел», флот авиакомпании в настоящее время состоит из двух воздушных cудов, скоро их будет пять. Туроператор сотрудничает и с другими перевозчиками. В общей сложности компания собирается поднимать свыше 100 рейсов в неделю из городов России в Салоники, Афины, на Корфу, Родос, Крит (Ираклион), Закинф, Пелопоннес (Араксос).

     «Натали Турс» открывает новое направление — «Древние Афины» — на базе регулярных рейсов «Аэрофлота» и Aegean Airlines. Компания берет блоки с 1 апреля по 28 октября.

     «Библио Глобус» тоже приобрел кресла на регулярных рейсах в Афины и Салоники, к тому же увеличил перевозку из Москвы на Кос (самолеты полетят ежедневно) и, дополнительно к ежедневным вылетам в Ираклион, ставит чартеры в Ханью (западный Крит) на «Трансаэро» пять раз в неделю (в том году было два-три). В целом туроператор наращивает объемы «воздуха» на 30%.

     В Ханью, кроме «Библио Глобуса», никто сейчас не летает, поскольку направление считается довольно сложным из-за дефицита номерного фонда, поэтому это один из самых смелых проектов сезона.

     Другое важное начинание — выход на греческий остров Скиатос (архипелаг Северные Спорады, западная часть Эгейского моря) компании «Пантеон». Туроператор планирует ставить чартеры на бортах «ВИМ-Авиа» с 1 июня раз в неделю. Скиатос типично греческий остров, сохранивший следы венецианского завоевания. Его отличительная черта — буйная зелень.

     Вспоминая предыдущие годы, когда туроператоры соревновались, кто поставит больше чартеров на малоизвестные греческие острова, подход к сезону-2014 можно считать взвешенным. Тем не менее, по мнению экспертов, любое увеличение перевозки в этом году критично. Уже в мае на рынке появились предложения, не покрывающие даже себестоимость продукта, — от €98! Главным образом, демпинг касается Крита и Родоса — самых популярных регионов. «Греческое направление стало убыточным. Там много вариантов для взыскательных клиентов, прекрасные условия для организации MICE-туров. Но то, во что это превратилось, не позволяет нам полноценно вести бизнес в Греции», — поделился Дмитрий Арутюнов.

     Однако есть и другая точка зрения. «Туры по супернизкой стоимости не показатель демпинга, а механизм продаж. Лучше отправить клиента в Грецию за €100, чем летать с пустыми креслами», — считает Елена Сорокина.

Греция помнит

     Греческая сторона, несмотря на приток европейцев, не хочет потерять российских клиентов. Конечно, речь идет в первую очередь о платежеспособных туристах, а как раз на них не приходится рассчитывать этим летом — горящие туры привлекут любителей экономии. И всё же греки помнят о том, как в период кризиса россияне остались практически единственными туристами. «Россия всегда была рядом, даже в трудные времена и мы этогоне забудем. Во всей Греции не найдется ни одного грека, который бы это не помнил», — отметил Панайотис Ливадас, генеральный секретарь Греческой национальной туристической организации, на весенней пресс-конференции. Греческие власти готовы помочь российским туроператорам в сложившейся непростой ситуации. Например, упрощением визового режима. Когда Анастасиосу Лиаскосу, генеральному секретарю министерства туризма Греции, задали вопрос, не отразится ли конфликт, России с ЕС на выдаче виз туристам, он ответил: «Я могу твердо всех заверить, что такой проблемы вообще не существует».

     Действительно, по сообщению греческой организации Marketing Greece, в этом сезоне граждане РФ, в чьих паспортах за последние несколько месяцев была проставлена хоть одна шенгенская виза, получат право на въезд в Грецию сразу на три года. Процедура займет 48 часов. Тема обсуждалась 15 апреля 2014 года на встрече представителей МИД Греции, Греческой национальной туристической организации и Союза греческих туристических организаций (SETE) с туроператорами России по поводу перспектив развития туризма до 2021 года. Недавно к своим обязанностям приступил новый генконсул Греции Елени Михалопулу. «Российское консульство Греции — чемпион по количеству выданных виз. И мы хотим оставаться в этом статусе и впредь», — заявила она.

     Что ж, у консульства есть шанс в очередной раз стать чемпионом. По плану МИД Греции, Греческой национальной туристической организации и SETE, до конца 2014-го вполне реально отправить в Грецию не менее 1,5 млн россиян. Сезон ведь только начался.

Лиза Гилле